Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОНВИ́ЗИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 464-465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

ФОНВИ́ЗИН Де­нис Ива­но­вич [3(14).4.1743 или 1745, Мо­ск­ва – 1(12).12.1792, С.-Пе­тер­бург], рус. пи­са­тель, дра­ма­тург, пе­ре­во­дчик; чл. Рос. ака­де­мии (1783). Из дво­рян­ско­го ро­да нем. про­ис­хо­ж­де­ния (фа­ми­лия до сер. 19 в. пи­са­лась фон Ви­зин). В 1755–60 учил­ся в гим­на­зии Моск. ун-та, в 1761–62 – на фи­лос. ф-те то­го же ун-та, то­гда же на­чал лит. дея­тель­ность: пе­ре­вёл «Бас­ни нра­во­учи­тель­ные» Л. Холь­бер­га (1761; 2-е изд., 1765), тра­ге­дию Воль­те­ра «Аль­зи­ра, или Аме­ри­кан­цы» (1761 или 1762, опубл. в 1888) и др.; нес­коль­ко мел­ких пе­ре­во­дов Ф. поя­ви­лись в уни­вер­си­тет­ских жур­на­лах «По­лез­ное уве­се­ле­ние» (1761–62) и «Со­бра­ние луч­ших со­чи­не­ний» (1762).

Во 2-й пол. 1762 по­сту­пил на служ­бу в Кол­ле­гию иностр. дел, с ди­пло­ма­тич. по­ру­че­ни­ем вы­ез­жал в Гер­ма­нию. Ле­том 1763 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, стал сек­ре­та­рём ка­би­нет-ми­ни­ст­ра И. П. Ела­ги­на, во­шёл в его ли­те­ра­тур­но-те­ат­раль­ный кру­жок, где, со­пер­ни­чая с В. И. Лу­ки­ным, за­нял­ся пе­ре­дел­кой иностр. пьес («скло­не­ни­ем» их «на на­ши нра­вы»): сти­хотв. ко­ме­дия «Ко­ри­он» (пост. в 1764, опубл. в 1835) на ос­но­ве пье­сы Ж. Б. Л. Грес­се «Сид­ней». В 1769 в при­ло­же­нии к од­но­му из пе­ре­во­дов опуб­ли­ко­вал став­шую очень по­пу­ляр­ной сти­хотв. са­ти­ру «По­сла­ние к слу­гам мо­им Шу­ми­ло­ву, Вань­ке и Пет­руш­ке». Из пе­ре­во­дов Ф. наи­боль­ший ус­пех имел пе­ре­вод по­эмы в про­зе П. Ж. Би­то­бе на биб­лей­ский сю­жет «Ио­сиф» (1769). В окт. 1768 – апр. 1769, на­хо­дясь в от­пус­ке в Мо­ск­ве, на­пи­сал ко­ме­дию «Бри­га­дир» (пост. в 1772, опубл. в 1786), явив­шую­ся пер­вой рус. ори­ги­наль­ной «ко­ме­ди­ей нра­вов». По­ве­де­ние и ма­не­ра ре­чи пер­со­на­жей пред­став­ле­ны как обу­слов­лен­ные их жиз­нен­ным опы­том и об­ществ. по­ло­же­ни­ем, и, хо­тя всё дей­ст­вие ко­ме­дии за­клю­ча­ет­ся в ко­мич. лю­бов­ных объ­яс­не­ни­ях с по­сле­дую­щим ра­зо­бла­че­ни­ем не­вер­ных му­жей, в ре­зуль­та­те скла­ды­ва­ет­ся со­ци­аль­но и ис­то­ри­че­ски оп­ре­де­лён­ная кар­ти­на нра­вов. В осо­бен­но­сти Ф. вы­смеи­ва­ет гал­ло­ман­ст­во мо­ло­дых дво­рян, чьё пре­зре­ние к Рос­сии и пре­тен­зия на пре­вос­ход­ст­во над стар­шим по­ко­ле­ни­ем, ос­но­ван­ные на мни­мой при­об­щён­но­сти к ев­роп. куль­ту­ре, – обо­рот­ная сто­ро­на до­маш­не­го «скот­ст­ва».

Ле­том 1769 Ф. с ус­пе­хом чи­тал «Бри­га­ди­ра» в до­мах знат­ных вель­мож и пе­ред имп. Ека­те­ри­ной II, за­слу­жив её одоб­ре­ние. То­гда же об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние канц­ле­ра Н. И. Па­ни­на, к ко­то­ро­му в дек. 1769 пе­ре­шёл на служ­бу. По мне­нию не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, в 1772 Ф. со­труд­ни­чал в жур­на­ле Н. И. Но­ви­ко­ва «Жи­во­пи­сец» (Ф. при­пи­сы­ва­ют­ся «Пись­ма к Фа­ла­лею» и др.). В 1777–78 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие во Фран­цию, где на­пи­сал цикл пи­сем, ад­ре­со­ван­ных П. И. Па­ни­ну (бра­ту канц­ле­ра), в ко­то­рых са­ти­ри­че­ски изо­бра­зил нра­вы и обществ. жизнь пред­ре­во­люц. Фран­ции (опубл. в 1830). В 1781 на­зна­чен чле­ном Пуб­лич­ной экс­пе­ди­ции для поч­то­вых дел. В мар­те 1782 вслед за по­пав­шим в опа­лу Н. И. Па­ни­ным вы­шел в от­став­ку (по­лу­чив чин стат. сов.). «По мыс­лям» и под рук. Н. И. Па­ни­на на­пи­сал пре­ди­сло­вие к его пред­на­зна­чав­ше­му­ся для на­след­ни­ка пре­сто­ла кон­сти­ту­ци­он­но­му про­ек­ту, из­вест­ное под загл. «Рас­су­ж­де­ние о не­пре­мен­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нах» (в нач. 19 в. оно рас­про­стра­ни­лось в спи­сках, де­каб­ри­сты ис­поль­зо­ва­ли его в аги­тац. це­лях; опубл. в 1861 А. И. Гер­це­ном в Лон­до­не по од­но­му из спи­сков, в Рос­сии по ав­то­гра­фу – в 1907). Ф. – ав­тор апо­ло­ге­тич. био­гра­фи­че­ско­го очер­ка «Жизнь гра­фа Ни­ки­ты Ива­но­ви­ча Па­ни­на» (опубл. в пер. на франц. яз. в 1784, на рус. яз. – в 1786).

В 1-й пол. 1782 за­вер­шил своё глав­ное про­из­ве­де­ние – ко­ме­дию «Не­до­росль», ра­бо­ту над ко­то­рой на­чал не позд­нее 1779 [су­ще­ст­ву­ет ру­ко­пись не­за­вер­шён­ной пье­сы с тем же на­зва­ни­ем, т. н. ран­ний «Не­до­росль», при­пи­сы­вав­ший­ся Ф. и да­ти­ро­вав­ший­ся сер. 1760-х гг. (опубл. в 1933); совр. ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что при­над­ле­жит он не Ф., а его не­из­вест­но­му со­вре­мен­ни­ку, жив­ше­му в Тве­ри, и со­чи­нял­ся, воз­мож­но, уже по­сле вы­хо­да ко­ме­дии Ф.]. «Не­до­росль» впер­вые был по­став­лен в С.-Пе­тер­бур­ге в те­ат­ре К. Книп­пе­ра 24.9.1782 в бе­не­фис ак­тё­ра И. А. Дмит­рев­ско­го и имел ог­ром­ный ус­пех (опубл. в 1783). В ко­ме­дии, под­ни­маю­щей про­бле­му вос­пи­та­ния мо­ло­до­го дво­ря­ни­на, са­ти­рич. кар­ти­на нра­вов про­винц. дво­рян­ст­ва, не­ис­пра­ви­мо­го в сво­их по­ро­ках и не­ве­же­ст­ве, не­смот­ря на все за­ко­но­да­тель­ные и про­све­ти­тель­ские уси­лия пра­ви­тель­ст­ва, ос­лож­не­на кри­ти­кой сто­лич­ных и при­двор­ных нра­вов. В ней чёт­ко про­ти­во­пос­тав­ле­ны две груп­пы пер­со­на­жей – по­роч­ных и доб­ро­де­тель­ных; спра­вед­ли­вость в пье­се вер­шит пра­ви­тельств. чи­нов­ник Прав­дин, од­на­ко ру­по­ром ав­тор­ских идей яв­ля­ет­ся не он, а доб­ро­воль­но ос­та­вив­ший двор и от­ка­зав­ший­ся от карь­е­ры Ста­ро­дум, т. е. че­ло­век, оп­по­зи­ци­он­но на­стро­ен­ный к су­ще­ст­вую­щей вла­сти. Мо­но­ло­ги Ста­ро­ду­ма, об­ли­чаю­ще­го па­де­ние нра­вов рос. дво­рян­ст­ва по­сле Пет­ра I, зву­ча­ли по­ли­ти­че­ски ост­ро и зло­бо­днев­но. Со­вре­мен­ни­ки Ф. оце­ни­ва­ли их вы­со­ко, но в позд­ней­ших по­ста­нов­ках «Не­до­рос­ля» эти мо­но­ло­ги, как пра­ви­ло, со­кра­ща­лись.

В 1783 Ф. по при­гла­ше­нию Е. Р. Даш­ко­вой со­труд­ни­чал в ж. «Со­бе­сед­ник лю­би­те­лей рос­сий­ско­го сло­ва»; его «Не­сколь­ко во­про­сов, мо­гу­щих воз­бу­дить в ум­ных и че­ст­ных лю­дях особ­ли­вое вни­ма­ние», ад­ре­со­ван­ные Ека­те­ри­не II, бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны в жур­на­ле с её от­ве­та­ми (ав­то­ром она по­на­ча­лу счи­та­ла И. И. Шу­ва­ло­ва); от вы­со­чай­ше­го об­ви­не­ния в «сво­бо­доя­зы­чии» Ф. при­шлось оп­рав­ды­вать­ся в осо­бой ста­тье, позд­нее он ис­пы­ты­вал за­труд­не­ния с пуб­ли­ка­ци­ей сво­их со­чи­не­ний. В 1788 цен­зу­ра не раз­ре­ши­ла из­да­ние са­ти­рич. жур­на­ла в фор­ме пе­ре­пис­ки ге­ро­ев «Не­до­рос­ля» и дру­гих вы­мыш­лен­ных им лиц («Друг че­ст­ных лю­дей, или Ста­ро­дум», опубл. в 1830); то­гда же Ф. не смог из­дать уже объ­яв­лен­ное для под­пис­ки «Пол­ное со­бра­ние со­чи­не­ний и пе­ре­во­дов в пя­ти час­тях» (ру­ко­пись не сохр.). Позд­ние вы­сту­п­ле­ния Ф. в пе­ча­ти бы­ли в осн. ано­ним­ны: пе­ре­вод с нем. яз. «Рас­су­ж­де­ния о на­цио­наль­ном лю­бо­че­стии» И. Г. Цим­мер­ма­на (1785), ори­ги­наль­ная по­весть о фи­ло­со­фе, по­стра­дав­шем от Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го за прав­ди­вые ре­чи («Кал­лис­фен. Гре­че­ская по­весть», 1786), сти­хотв. бас­ня «Ли­си­ца-Коз­но­дей» (1787, воль­ный пер. бас­ни Х. Ф. Шу­бар­та) и др.

В кон­це жиз­ни у Ф. уси­ли­лись ре­лиг. и по­ка­ян­ные на­строе­ния, вы­ра­зив­шие­ся в ав­то­био­гра­фич. соч. «Чис­то­сер­деч­ное при­зна­ние в де­лах мо­их и по­мыш­ле­ни­ях» (1791–92; опубл. с сокр. в 1798; полн. публ. – 1830), при­ме­ром для ко­то­ро­го, по сло­вам Ф., ему по­слу­жи­ла «Ис­по­ведь» Ж. Ж. Рус­со. Из за­ду­ман­ных 4 книг, по­свя­щён­ных «мла­ден­че­ст­ву», «юно­ше­ст­ву», «со­вер­шен­но­му воз­рас­ту» и «при­бли­жаю­щей­ся ста­рос­ти», на­пи­са­ны пер­вые две и час­тич­но тре­тья (ка­ж­дая от­кры­ва­ет­ся эпи­гра­фа­ми из Псал­ти­ри). За день до смер­ти Ф. при­вёз Г. Р. Дер­жа­ви­ну свою по­след­нюю пье­су – ко­ме­дию в трёх дей­ст­ви­ях «Вы­бор гу­вер­нё­ра» («Гоф­мей­стер») (ме­ж­ду 1790 и 1792), по­свя­щён­ную про­бле­мам вос­пи­та­ния.

Соч.: Пер­вое полн. собр. соч. как ори­ги­наль­ных, так и пе­ре­вод­ных. СПб.; М., 1888; Со­чи­не­ния: Полн. собр. ори­ги­наль­ных про­из­ве­де­ний. 2-е изд. СПб., 1902; Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959; Из­бран­ное. М., 1983.

Лит.: Пи­га­рев К. В. Твор­че­ст­во Фон­ви­зи­на. М., 1954; Фон­ви­зин в рус­ской кри­ти­ке. М., 1958; Все­во­лод­ский-Герн­г­росс В. Н. Фон­ви­зин-дра­ма­тург. М., 1960; Ма­ко­го­нен­ко Г. П. Д. Фон­ви­зин: Твор­че­ский путь. М.; Л., 1961; он же. От Фон­ви­зи­на до Пуш­ки­на: Из ис­то­рии рус­ско­го реа­лиз­ма. М., 1969; Ку­ла­ко­ва Л. И. Д. И. Фон­ви­зин. М.; Л., 1966; Ко­чет­ко­ва Н. Д. Фон­ви­зин в Пе­тер­бур­ге. Л., 1984; Рас­са­дин С. Б. Са­ти­ры сме­лый вла­сте­лин. М., 1985; Стри­чек А. Д. Фон­ви­зин: Рос­сия эпо­хи Про­све­ще­ния. М., 1994; Люс­т­ров М. Ю. Фон­ви­зин. М., 2013.

Вернуться к началу