Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́ЛКНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 455-456

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Николюкин

ФО́ЛКНЕР (Faulkner) Уиль­ям Кат­берт (25.9.1897, Нью-Ол­ба­ни, штат Мис­си­си­пи – 6.7.1962, Бай­хей­лия, там же), амер. пи­са­тель. Ро­дил­ся в ари­сто­кра­тич. се­мье. Сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил; в 1919–20 в Окс­фор­де по­се­щал Ун-т Мис­си­си­пи. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1919. Пер­вая кни­га сти­хов «Мра­мор­ный фавн» («The mar­ble fa­un», 1924) – в ду­хе франц. сим­во­лиз­ма. В 1925 по­зна­ко­мил­ся с Ш. Ан­дер­со­ном, ко­то­рый по­мог Ф. опуб­ли­ко­вать пер­вый ро­ман – «Сол­дат­ская на­гра­да» («Soldiers’ pay», 1926, рус. пер. 1966) о ра­не­ном сол­да­те, вер­нув­шем­ся с вой­ны. В 1927 вы­шел ро­ман «Мос­ки­ты» («Mosquitoes»), са­ти­рич. изо­бра­же­ние нью-ор­ле­ан­ской бо­ге­мы. Ро­ман «Сар­то­рис» («Sartoris», 1929, рус. пер. 1973), дей­ст­вие ко­то­ро­го про­ис­хо­дит в вы­мыш­лен­ном окр. Йок­на­па­то­фа в шта­те Мис­си­си­пи, стал пер­вым в цик­ле ро­ма­нов Ф. об амер. Юге, где не­из­беж­ность ги­бе­ли пат­ри­ар­халь­но­го ми­ра ос­мыс­ле­на как рас­пла­та за гре­хи про­шло­го – уг­не­те­ние нег­ров и ис­треб­ле­ние ин­дей­цев. Из­вест­ность при­нёс ро­ман «Шум и ярость» («The so­und and the fury», 1929, рус. пер. 1973), в ко­то­ром, ис­поль­зуя тех­ни­ку по­то­ка со­зна­ния, Ф. по­ка­зал ис­то­рию упад­ка план­та­тор­ско­го ро­да Комп­со­нов. Те­ма уга­са­ния ари­сто­кра­тич. Юга про­дол­же­на в гл. ро­ма­не Йок­на­па­тоф­ско­го цик­ла – «Свет в ав­гу­сте» («Light in August», 1932, рус. пер. 1974), а так­же в ро­ма­не «Авес­са­лом, Авес­са­лом!» («Absalom, Absa­lom!», 1936, рус. пер. 1980). Йок­на­па­тоф­ская три­ло­гия – ро­ма­ны «По­сё­лок» («The hamlet», 1940, рус. пер. 1964), «Го­род» («The town», 1957, рус. пер. 1965), «Особ­няк» («The mansion», 1959, рус. пер. 1961) – эпич. са­га о се­мей­ст­ве Сно­уп­сов, пред­ста­ви­те­лях «но­во­го ро­да» дель­цов и хищ­ни­ков. В 1946 из­да­на ан­то­ло­гия «Из­бран­ный Фолк­нер» («The por­table Faulkner»), под­го­тов­лен­ная М. Кау­ли и по­ло­жив­шая на­ча­ло ши­ро­ко­му при­зна­нию пи­са­те­ля. Фи­лос. ро­ман «Прит­ча» («A fable», 1954, рус. пер. 1997) при­нёс Ф. Нац. лит. пр. и Пу­ли­це­ров­скую пр. (обе 1955). Вто­рая Пу­ли­це­ров­ская пр. при­су­ж­де­на Ф. по­смерт­но за ро­ман «По­хи­ти­те­ли» («The reivers», 1962, рус. пер. 1972). Ав­тор мно­го­числ. рас­ска­зов: сб-ки «Эти три­на­дцать» («These 13», 1931, рус. пер. 2001), «Док­тор Мар­ти­но и дру­гие рас­ска­зы» («Doc­tor Martino and other sto­ries», 1934, рус. пер. 1987), «Сой­ди, Мои­сей и дру­гие рас­ска­зы» [«Go down, Moses, and other stories», 1942, рус. пер. 1969; в не­го во­шёл са­мый из­вест­ный рас­сказ Ф. «Мед­ведь» («The bear»), рус. пер. 1964], «Ход ко­нём» («Knight’s gambit», 1949, рус. пер. 1989) и др.; ро­ма­на о ган­г­сте­ре «Свя­ти­ли­ще» («Sanctuary», 1931, рус. пер. 1981), де­тек­тив­но­го ро­ма­на «Ос­к­вер­ни­тель пра­ха» («Intruder in the dust», 1948, рус. пер. 1968) и др.

Для твор­че­ст­ва Ф. ха­рак­тер­но со­че­та­ние глу­бо­ко­го ис­то­риз­ма с тя­го­те­ни­ем к сим­во­ли­ке и экс­пе­рим. тех­ни­ке по­ве­ст­во­ва­ния (по­ток соз­на­ния, при­ём мон­та­жа эпи­зо­дов, вре­мен­ны́е сдви­ги, сме­на по­ве­ст­во­ва­те­лей и то­чек зре­ния, длин­ные син­так­сич. пе­рио­ды); оно ока­за­ло боль­шое влия­ние на амер. лит-ру 2-й пол. 20 в. Но­бе­лев­ская пр. (1949).

Соч.: Lion in the garden: Interviews with W. Faulkner, 1926–1962. N. Y., 1968; Ста­тьи, ре­чи, ин­тер­вью, пись­ма. М., 1985; Собр. соч.: В 6 т. М., 1985–1987; Собр. соч.: В 9 т. М., 1999–2001.

Лит.: Па­ли­ев­ский П. Путь У. Фолк­не­ра к реа­лиз­му. Аме­ри­ка Фолк­не­ра. Фолк­нер и Ка­мю // Па­ли­ев­ский П. Пу­ти реа­лиз­ма. М., 1974; Blotner J. Faulkner: A biography. N. Y., 1974. Vol. 1–2; Weisgerber J. Faulkner and Dostoevsky: Influence and confluence. Athens, 1974; McHaney Th.L. W. Faulkner: A reference guide. Boston, 1976; Ана­стась­ев Н. Фолк­нер. Очерк твор­че­ст­ва. М., 1976; он же. Вла­де­лец Йок­на­па­то­фы. М., 1991; Ни­ко­лю­кин А. Н. Че­ло­век вы­сто­ит. Реа­лизм Фолк­не­ра. М., 1988; Millgate M. The achievement of W. Faulkner. Athens, 1989; Gray R. J. The life of W. Faulk­ner. Oxf.; Camb. (Mass.), 1994; Осов­ский О. Е., Аса­ни­на М. Ю. «Сме­хо­вое сло­во» в про­зе У. Фолк­не­ра 1920-х – на­ча­ла 1930-х гг. Са­ранск, 2007.

Вернуться к началу