Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОЛЕ́НГО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 454

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Андреев

ФОЛЕ́НГО (Folengo) Тео­фи­ло (8.11.1491, Ман­туя – 9.12.1544, Бас­са­но-дель-Грап­па), итал. по­эт. Мо­нах бе­не­дик­тин­ско­го ор­де­на. Ав­тор мно­го­числ. про­из­ве­де­ний, на­пи­сан­ных как на итал. яз., так и на сме­си итал. и лат. язы­ков. Центр. про­из­ве­де­ние Ф. – став­шие яр­ким об­раз­цом ма­ка­ро­ни­че­ской по­эзии сб-ки со слож­ным и не­од­но­крат­но ме­няв­шим­ся со­ста­вом «Ма­ка­ро­нии» («Maccheronee»; 1-е изд., 1517, 4-я ред. изд. по­смерт­но в 1552), из­дан­ные под псевд. Мер­лин Ко­каи (Mer­lin Cocai); вклю­ча­ли по­эмы, эк­ло­ги, эпи­грам­мы. Во все 4 ре­дак­ции во­шла по­эма «Баль­дус» («Baldus»), пред­став­ляю­щая со­бой наи­бо­лее уни­вер­саль­ную па­ро­дию из чис­ла соз­дан­ных в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния: в ней па­ро­ди­ру­ет­ся не кон­крет­ный ав­тор и не оп­ре­де­лён­ный жанр (ге­ро­ич. или ры­цар­ская по­эма), но сам язык – ла­тынь гу­ма­ни­стов, по­стро­ен­ная на бе­реж­ном вос­про­из­ве­де­нии клас­си­ки. Из клас­сич. ла­ты­ни Ф. в изо­би­лии чер­па­ет кон­ст­рук­ции, обо­ро­ты, тро­пы, об­ра­зы, ко­то­рые па­ро­дий­но пе­ре­ина­чи­ва­ют­ся, но со­хра­ня­ют свою пря­мую уз­на­вае­мость. Па­ро­дия на­прав­ле­на в ко­неч­ном ито­ге на язык всей гу­ма­ни­стич. куль­ту­ры, на её ри­то­рич. ин­ст­ру­мен­та­рий, ко­то­рый она вос­при­ни­ма­ла как собств. выс­шее дос­ти­же­ние. На­чи­ная со 2-й ре­дак­ции (1521) в сб-ке пуб­ли­ко­ва­лись по­эмы «За­ни­тонел­ла» («Zanitonella») и «Мос­кея» («Mos­chaea»). Сре­ди др. со­чи­не­ний по­эмы «Ор­лан­ди­но» («Orlandino», 1526), «Че­ло­ве­че­ская при­ро­да Сы­на Бо­жия» («Umanita del figliuolo», 1533).

Соч.: Macaronee minori. Torino, 1987; Bal­dus. Torino, 1989.

Лит.: Bonora E. Le «Maccheronee» di T. Fo­len­go. Venezia, 1956; Messedaglia L. Vita e cos­tume della Rinascenza in Merlin Cocai. Padova, 1973. Vol. 1–2; Capata A. Semper truf­fare paratus: Genere e ideologia nel «Bal­dus» di Folengo. Roma, 2000; Scalabrini M. L’in­car­nazione del macaronico: Percorsi nel comico folenghiano. Bologna, 2003.

Вернуться к началу