Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЦДЖЕ́РАЛД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

ФИЦДЖЕ́РАЛД, Фицд­же­ральд (Fitzge­rald) Фрэн­сис Скотт (24.9.1896, Сент-Пол – 21.12.1940, Гол­ли­вуд), амер. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье биз­нес­ме­на. Учил­ся в Прин­стон­ском ун-те (1913–17). В сту­денч. го­ды при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в дея­тель­но­сти уни­вер­си­тет­ских лит. и те­ат­раль­ных со­об­ществ. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны слу­жил офи­це­ром в ар­мии США; в 1919 де­мо­би­ли­зо­вал­ся. В 1924–30 жил пре­им. в Па­ри­же, где по­зна­ко­мил­ся с Э. Хе­мин­гуэ­ем. Из­вест­ность Ф., од­но­му из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей лит-ры «по­те­рян­но­го по­ко­ле­ния», при­нес­ли ро­ма­ны «По эту сто­ро­ну рая» («This side of paradise», 1920, рус. пер. 1984), «Пре­крас­ные и про­кля­тые» («The beautiful and the damned», 1922, рус. пер. 2008), а так­же рас­ска­зы, в т. ч. «Ал­маз ве­ли­чи­ной с отель "Риц"» («The diamond as big as the Ritz», 1922, рус. пер. 1967), об­ра­щён­ные к жиз­ни ге­ро­ев из близ­ко­го Ф. кру­га зо­ло­той мо­ло­дё­жи и ху­дож. бо­ге­мы в пер­вое по­сле­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие (ко­то­рое Ф. на­звал «ве­ком джа­за») и за­тра­ги­ваю­щие те­му столк­но­ве­ния ро­ман­ти­че­ски на­стро­ен­но­го ге­роя с ре­аль­ны­ми про­бле­ма­ми, скры­ваю­щи­ми­ся за внеш­ним бле­ском и ка­жу­щей­ся без­за­бот­но­стью боль­шо­го го­ро­да. Ха­рак­тер­ный для Ф. ав­то­био­гра­физм, внут­рен­нее ощу­ще­ние рез­ко­го кон­тра­ста ме­ж­ду ро­ман­ти­че­ски вос­при­ни­мае­мой «аме­ри­кан­ской меч­той» и гру­бой ре­аль­но­стью – в цен­тре его луч­ше­го ро­ма­на «Ве­ли­кий Гэтс­би» («The great Gatsby», 1925, рус. пер. 1965; не­од­но­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ван), ге­рой ко­то­ро­го пы­та­ет­ся вой­ти в круг нью-йорк­ской ари­сто­кра­тии, соз­да­вая ле­ген­ду о собств. про­шлом и скры­ва­ясь за ми­шу­рой бо­гат­ст­ва, на­жи­то­го со­мни­тель­ным пу­тём; крах Гэтс­би ста­но­вит­ся сим­во­лом об­ре­чён­но­сти и «по­те­рян­но­сти» все­го по­ко­ле­ния. В кон. 1920-х гг. Ф. пе­ре­жил серь­ёз­ный пси­хо­ло­гич. и творч. кри­зис, отя­го­щён­ный пси­хич. за­бо­ле­ва­ни­ем же­ны, что на­шло от­ра­же­ние в ро­ма­не «Ночь неж­на» («Ten­der is the night», 1934; эк­ра­ни­зи­ро­ван в 1962; рус. пер. 1971). С 1937 ра­бо­тал сце­на­ри­стом в Гол­ли­ву­де, яр­кое изо­бра­же­ние ко­то­ро­го дал в ро­ма­не «По­след­ний маг­нат» («The last tycoon», 1941, не за­вер­шён; эк­ра­ни­зи­ро­ван в 1976; рус. пер. 1977). Ф. по­свя­ще­ны мн. стра­ни­цы кни­ги вос­по­ми­на­ний Хе­мин­гу­эя «Празд­ник, ко­то­рый все­гда с то­бой» (1964).

Соч.: Порт­рет в до­ку­мен­тах. М., 1984; Baby­lon revisited and other stories. N. Y., 1995; Novels and stories: 1920–1922. N. Y., 2000; Собр. соч.: В 3 т. М., 2013.

Лит.: Гор­бу­нов А. Н. Ро­ма­ны Ф. С. Фицд­же­рал­да. М., 1974; Meyers J. S. Fitzgerald: A bio­graphy. N. Y., 1994; Bruccoli M. J. Some sort of epic grandeur: The life of F. S. Fitzgerald. Columbia, 2002; Beuka R. American icon: Fitzgerald’s «The great Gatsby» in critical and cultural context. Rochester, 2011; Терн­булл Э. Ф. С. Фицд­же­ральд. СПб., 2014; Ли­вер­гант А. Я. Фицд­же­ральд. М., 2015.

Вернуться к началу