Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИРЕНЦУО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. К. Стаф

ФИРЕНЦУО́ЛА (Firenzuola) Ань­о­ло (псевд., наст. имя и фам. Ми­ке­ланд­же­ло Джо­ван­ни­ни, Giovannini) (28.9.1493, Фло­рен­ция – 27.6.1543, Пра­то), итал. пи­са­тель. Изу­чал пра­во в Сие­не и Пе­руд­же. Ок. 1517, всту­пив в мо­на­ше­ский вал­лом­бро­зи­ан­ский ор­ден, стал его пред­ста­ви­те­лем при пап­ской ку­рии. По­ки­нул Рим по­сле смер­ти Льва Х, вер­нул­ся ту­да по­сле вос­ше­ст­вия на пре­стол Кли­мен­та VІІ (1523). В 1526 ли­шил­ся мо­на­ше­ско­го са­на. К 1537 от­но­сит­ся пер­вое сви­де­тель­ст­во о пре­бы­ва­нии Ф. в Пра­то, где он ос­но­вал Ака­де­мию дель-Ад­дь­яч­чо (Ака­де­мию За­го­на для ско­та), вы­сту­пав­шую за при­ори­тет жи­во­го раз­го­вор­но­го язы­ка. Пер­вым (и един­ст­вен­ным опуб­ли­ко­ван­ным при жиз­ни) про­из­ве­де­ни­ем Ф. стал по­ле­мич. трак­тат «Из­гна­ние ли­тер, без поль­зы до­бав­лен­ных в язык тос­кан­ский» («Disca­ccia­men­to de le lettere inutilmente aggiunte ne la lin­gua toscana», 1524), в ко­то­ром от­стаи­вал лит. при­ори­тет тос­кан. диа­лек­та. В 1525 за­вер­шил «Пер­вый день» кни­гой «Бе­се­ды» («Ragionamenti»; ос­таль­ные «дни» из за­яв­лен­ных шес­ти не на­пи­са­ны; рус. пер. 1912, 1934), со­че­тав­шей тра­ди­ции трак­та­та о люб­ви и но­вел­ли­стич. сбор­ни­ка по об­раз­цу «Де­ка­ме­ро­на» Дж. Бок­кач­чо. Ав­тор ли­ри­ки в ду­хе пет­рар­киз­ма, двух диа­ло­гов «Рас­суж­де­ние о кра­со­те жен­щин» («Dialogo delle bellezze delle donne», 1548, рус. пер. 1934), ко­ме­дий, про­зи­мет­ра «Пас­ту­ше­ское жерт­во­при­но­ше­ние» («Il sacrificio рastora­le»), а так­же мно­го­числ. пе­ре­ло­же­ний, в т. ч. «По­эти­че­ско­го ис­кус­ст­ва» Го­ра­ция (не сохр.), фраг­мен­та «Пан­ча­тан­тры» (1541), «Зо­ло­то­го ос­ла» Апу­лея (изд. в 1550). Твор­че­ст­во Ф., от­ме­чен­ное экс­пе­рим. ха­рак­те­ром, не по­лу­чи­ло при­зна­ния у со­вре­мен­ни­ков.

Соч.: Со­чи­не­ния. М.; Л., 1934; Opere. Firen­ze, 1958; [В кни­гах:] Эс­те­ти­ка Ре­нес­сан­са. М., 1981. Т. 1; Италь­ян­ская но­вел­ла Воз­ро­ж­де­ния. М., 2001.

Лит.: Riviello T. C. A. Firenzuola: The andro­gy­nous vision. Roma, 1986; Джи­ве­ле­гов А. К. Твор­цы италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1998. Кн. 2.

Вернуться к началу