Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИРДОУСИ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 406-407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Лахути

ФИРДОУСИ́ [букв. – рай­ский, псевд.; наст. имя Ха­ким Абуль­ка­сим Ха­сан (или Ах­мад)] (ок. 940, пред­ме­стье г. Тус, ны­не Меш­хед – ок. 1019 или 1025, там же), перс. по­эт. Ро­дил­ся в се­мье не­бо­га­то­го зем­ле­вла­дель­ца. Жизнь Ф. ок­ру­же­на ле­ген­да­ми; со­глас­но од­ной из них, его твор­че­ст­во не бы­ло оце­не­но при дво­ре Мах­му­да Газ­не­ви и Ф. умер в бед­но­сти. По не­ко­то­рым дан­ным, Ф. по­гре­бён в сво­ём са­ду из-за за­пре­та хо­ро­нить его на му­сульм. клад­би­ще как от­сту­пив­ше­го от ис­тин­но­го ис­ла­ма; в 1934 на пред­по­ла­гае­мом мес­те мо­ги­лы воз­ве­дён мав­зо­лей.

Ф. по­лу­чил ши­ро­кую из­вест­ность как ав­тор эпич. по­эмы «Шах-на­ме» («Кни­га ца­рей» или «Царь-кни­га», св. 100 тыс. по­пар­но риф­мую­щих­ся строк на клас­сич. перс. яз.; на­ча­ло ра­бо­ты при Са­ма­ни­дах в 977; 1-я ред. – 994; 2-я ред. – 1010, с по­свя­ще­ни­ем Мах­му­ду Газ­не­ви), из­ла­гаю­щей ис­то­рию Ира­на от Со­тво­ре­ния ми­ра до за­вое­ва­ния его ара­ба­ми (7 в.). По­эма от­ра­жа­ет тра­ди­цию, вос­хо­дя­щую к бо­га­той ис­то­рич. и ху­дож. лит-ре эпо­хи Са­са­ни­дов (в т. ч. к позд­ним хро­ни­кам), эпич. ска­за­ни­ям Вост. Ира­на, ми­фо­ло­гии Аве­сты и пред­ше­ст­вую­щим ей пра­ин­до­ев­ро­пей­ским ска­за­ни­ям. В араб. ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ют­ся неск. про­за­ич. и по­этич. сво­дов под назв. «Шах-на­ме», со­здан­ных в 10 в. на ос­но­ве древ­них иран. ми­фов и ге­ро­ич. ска­за­ний (в т. ч. 1000 дву­сти­ший по­эта Да­ки­ки, ко­то­рые Ф. вклю­чил в свою кни­гу). Пря­мым ис­точ­ни­ком для Ф. по­слу­жи­ла про­за­ич. кн. «Шах-на­ме», со­став­лен­ная по при­ка­зу хо­ра­сан­ско­го на­ме­ст­ни­ка Абу Ман­су­ра Абд ар-Раз­за­ка (10 в.) из раз­роз­нен­ных со­хра­нив­ших­ся фраг­мен­тов пех­ле­вий­ско­го ис­то­рич. сво­да «Кни­га ца­рей». Осн. часть по­эмы, опи­сы­ваю­щая пе­ри­од в 3874 го­да, со­сто­ит из 50 «цар­ст­во­ва­ний» пра­ви­те­лей 4 ди­на­стий: Пиш­да­ди­дов (ми­фо­ло­гич. часть, вклю­чаю­щая по­ве­ст­во­ва­ния о пер­во­ца­рях), Кай­а­ни­дов (ле­ген­дар­ная, или эпи­чес­кая, часть, вклю­чив­шая Сис­тан­ский цикл о бо­га­ты­ре Рус­та­ме), Аш­ка­ни­дов и Са­са­ни­дов (ис­то­рич. часть, на­сы­щен­ная фан­та­стич. рас­ска­за­ми); ди­на­стия Ахе­ме­ни­дов, из­вест­ная по ви­зант. хро­ни­кам и перс. на­скаль­ным над­пи­сям, в тек­сте по­эмы не упо­ми­на­ет­ся. По­сле­до­ва­тель­ное опи­са­ние со­бы­тий пе­ре­ме­жа­ет­ся ком­по­зи­ци­он­но за­кон­чен­ны­ми встав­ны­ми цик­ла­ми (дас­та­на­ми), рас­ска­за­ми, фи­лос., ди­дак­тич. и ли­рич. ав­тор­ски­ми от­сту­п­ле­ния­ми. Центр. идеи по­эмы – борь­ба до­б­ра и зла в ми­ре и в че­ло­ве­ке, а так­же спра­вед­ли­вость и ле­ги­тим­ность цар­ской вла­сти: со­глас­но Ф., за­ни­мать цар­ский пре­стол мо­жет лишь об­ла­да­тель фар­ра (бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти, вен­чаю­щей из­бран­ни­ка в ви­де ним­ба).

За­кон­чен­ная при Газ­не­ви­дах, по­эма бы­ла хо­лод­но при­ня­та вла­стя­ми, т. к. её идео­ло­гич. на­прав­лен­ность, свя­зан­ная с про­слав­ле­ни­ем про­шло­го Ира­на (ца­рей, ге­ро­ев, ре­ли­гии и нравств. цен­но­стей), не бы­ла со­звуч­на про­во­ди­мой про­тюрк­ской и про­араб­ской по­ли­ти­ке.

Наи­бо­лее ран­няя со­хра­нив­шая­ся ру­ко­пись да­ти­ру­ет­ся 1317; в 15 в. по ини­циа­ти­ве Бай­сун­ку­ра (вну­ка Ти­му­ра) на ос­но­ва­нии мно­го­числ. спи­сков его лич­ной биб­лио­те­ки со­став­лен пол­ный текст по­эмы. Су­ще­ст­ву­ет зна­чит. ко­ли­че­ст­во бо­га­то ил­лю­ст­ри­ро­ван­ных спи­сков «Шах-на­ме» 15 в. и бо­лее позд­них; по­эма мно­го­крат­но из­ла­га­лась в про­зе, пе­ре­во­ди­лась на мн. язы­ки. Ин­те­рес к по­эме в рус. лит-ре на­блю­да­ет­ся с 19 в. (од­на из её час­тей бы­ла пе­ре­ве­де­на В. А. Жу­ков­ским); её пол­ный по­этич. пе­ре­вод на рус. яз. соз­дан в 1957–89. В 20 в. во вре­мя прав­ле­ния ди­на­стии Пех­ле­ви, ко­гда под­чёр­ки­ва­лась роль до­ис­лам­ско­го про­шло­го Ира­на, ак­тив­но по­ощ­ря­лись изу­че­ние и по­пу­ля­ри­за­ция по­эмы.

Ф. при­пи­сы­ва­ет­ся так­же «Са­ти­ра на сул­та­на Мах­му­да» и по­эма на ко­ра­нич. сю­жет «Юсуф и Зу­лей­ха», в ко­то­рой он от­ре­ка­ет­ся от на­пи­сан­но­го пре­ж­де и рас­каи­ва­ет­ся в про­слав­ле­нии «не­вер­ных пред­ков» (совр. тра­ди­ция от­ри­ца­ет ав­тор­ст­во Ф.), а так­же ка­сы­ды, ру­баи и др. сти­хо­тво­ре­ния, вклю­чён­ные в ан­то­ло­гии (ат­ри­бу­ция боль­шин­ст­ва со­мни­тель­на).

Твор­че­ст­во Ф. уни­каль­но по мас­шта­бу влия­ния на перс., тадж., афг., тюрк­скую и ин­доя­зыч­ную тра­ди­ции; об­ще­при­зна­на его ре­шаю­щая роль в со­хра­не­нии перс. язы­ка и нац. иран. иден­тич­но­сти.

Соч.: Шах-на­ме: Кри­ти­че­ский текст: В 9 т. М., 1960–1971.

Лит.: Бер­тельс Е. Э. Абу-л-Ка­сим Фир­до­уси и его твор­че­ст­во. Л.; М., 1935; Massé H. Les épopée persanes. Firdousi et l’épopée na­tiona­le. P., 1935; Ста­ри­ков А. А. Фир­до­уси и его по­эма «Шах-на­ме» // Фир­до­уси. Шах-на­ме. М., 1957. Т. 1; Ос­ма­нов М.-Н. О. Фир­до­уси: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1959; Шу­ку­ров Ш. М. «Шах-на­ме» Фир­до­уси и ран­няя ил­лю­ст­ра­тив­ная тра­ди­ция. М., 1983; Davis D. Introduction // Ferdowsi. Shahnameh. The Per­sian book of kings. N. Y.; L., 2007.

Вернуться к началу