Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕЙХТВА́НГЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 244-245

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ФЕЙХТВА́НГЕР (Feuchtwanger) Ли­он (7.7.1884, Мюн­хен – 21.12.1958, Лос-Ан­дже­лес, США), нем. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье со­стоя­тель­но­го и об­ра­зо­ван­но­го евр. фаб­ри­кан­та, вос­пи­ты­вал­ся в тра­ди­ци­ях иу­да­из­ма. Изу­чал гер­ма­ни­сти­ку, фи­ло­со­фию, ис­то­рию в Мюн­хен­ском и Бер­лин­ском ун-тах, по­лу­чил учё­ную сте­пень д-ра фи­ло­со­фии (1907). За­ни­мал­ся жур­на­ли­сти­кой; в 1908 из­да­вал лит. ж. «Зер­ка­ло» (вско­ре за­крыл­ся по фи­нан­со­вым при­чи­нам). Пер­вая кни­га – сб. рас­ска­зов «Оди­но­кие» («Die Einsa­men», 1903). Сре­ди ран­них про­из­ве­де­ний – дра­ма «Уор­рен Гас­тингс» [«Warren Hastings», 1916; пе­ре­ра­бо­та­на совм. с Б. Брех­том в пье­су «Каль­кут­та 4 мая» («Kalkutta 4. Mai», 1927)]. Столк­но­ве­ние вы­даю­щей­ся це­ле­уст­рем­лён­ной лич­но­сти с об­ще­ст­вом и её по­ра­же­ние – в цен­тре «дра­ма­ти­че­ско­го ро­ма­на» «То­мас Вендт» («Thomas Wendt», 1920). Из­вест­ность Ф., ис­пы­тав­ше­му влия­ние твор­че­ст­ва Г. Ман­на, М. Горь­ко­го, А. П. Че­хо­ва, при­нес­ли его ин­тел­лек­ту­аль­ные ис­то­рич. ро­ма­ны, в ко­то­рых за­тро­ну­ты ост­рые со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­мы со­вре­мен­но­сти. Ро­ма­ны «Без­образ­ная гер­цо­ги­ня» («Die hässliche Herzogin», 1923) и «Ев­рей Зюсс» («Jud Süß », 1925) – об оди­но­че­ст­ве, ра­зо­ча­ро­ва­нии и про­зре­нии лич­но­сти, осо­знав­шей тщет­ность вла­сти и не­со­стоя­тель­ность праг­ма­тиз­ма как жиз­нен­но­го прин­ци­па. Ос­мыс­ле­ние под­лин­но­го и лож­но­го ус­пе­ха – в ро­ма­не «Ус­пех» («Er­folg», 1930), ко­то­рый впо­след­ст­вии стал пер­вой ча­стью три­ло­гии «Зал ожи­да­ния» («Wartesaal-Trilogie», 1930–1939), изо­бра­зив­шей Гер­ма­нию вре­мён фа­шиз­ма. Со­бы­тия ро­ма­на про­ис­хо­дят в Ба­ва­рии, вы­сту­паю­щей мо­де­лью всей Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки, где де­ло­ви­тость и по­го­ня за ус­пе­хом ока­зы­ва­ют­ся гл. ори­ен­ти­ра­ми, ста­но­вясь при­чи­ной эти­че­ской де­гра­да­ции че­ло­ве­ка. В ро­ма­не, со­че­таю­щем до­ку­мен­та­лизм и фи­лос. ос­мыс­ле­ние не­дав­них со­бы­тий, нравств. кон­флик­ты изо­бра­же­ны на фо­не ши­ро­кой па­но­ра­мы по­ли­тич., об­ществ. и пра­во­вой жиз­ни Ба­ва­рии по­сле­ре­во­люц. вре­ме­ни. В по­ис­ках жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров для совр. об­ще­ст­ва Ф. соз­да­ёт ро­ман-три­ло­гию об Ио­си­фе Фла­вии «Ио­сиф» («Jo­se­phus-Trilogie», 1932–45).

В 1933 Ф. ли­шён нем. гра­ж­дан­ст­ва, его кни­ги со­жже­ны, иму­ще­ст­во кон­фи­ско­ва­но. На­хо­дясь за гра­ни­цей и уз­нав о при­хо­де на­цис­тов к вла­сти, Ф. не вер­нул­ся в Гер­ма­нию: жил на Фран­цуз­ской Ривь­е­ре, уча­ст­во­вал в ан­ти­фа­ши­ст­ских съез­дах, ре­дак­ти­ро­вал совм. с Б. Брех­том и В. Бре­де­лем из­да­вав­ший­ся в СССР лит. ж. «Das Wort» (1936–39). По­се­тил СССР, на­пи­сав бла­го­же­ла­тель­ный от­чёт о по­езд­ке «Мо­ск­ва 1937» («Moskau 1937»). В 1939–40 был ин­тер­ни­ро­ван во Фран­ции, в 1940 бе­жал из франц. ла­ге­ря [впо­след­ст­вии вос­по­ми­на­ния об этом пе­рио­де жиз­ни со­ста­вят кн. «Дья­вол во Фран­ции» («Der Teufel in Frankreich», 1942)], до­б­рал­ся до США. Жил в Ка­ли­фор­нии на вил­ле Ав­ро­ра, про­дол­жая за­ни­мать­ся ху­дож. твор­че­ст­вом и ак­тив­но уча­ст­вуя в лит.-об­ществ. жиз­ни. В эмиг­ра­ции Ф. про­дол­жил ра­бо­ту над ис­то­рич. про­из­ве­де­ния­ми, про­еци­руя совр. со­бы­тия на да­лё­кие эпо­хи: ро­ма­ны «Лже-Не­рон» («Der falsche Nero», 1936), где гро­те­ск­но ос­мыс­лен об­раз че­ло­ве­ка, пре­тен­дую­ще­го на без­гра­нич­ную власть; «Бра­тья Лау­тен­зак» («Die Brüder Lau­tensack», 1943), об­ра­щён­ные к те­ме мас­со­вой пси­хо­ло­гии. Ав­тор ро­ма­нов «Си­мо­на» («Simone», 1944) о франц. Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния; «Ли­сы в ви­но­град­ни­ке» («Die Füchse in Weinberg», 1947), «Муд­рость чу­да­ка, или Смерть и пре­об­ра­же­ние Жан-Жа­ка Рус­со» («Nar­ren­weisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau», 1952). Од­но из луч­ших по­сле­во­ен­ных про­из­ве­де­ний Ф. – ро­ман «Гойя, или Тяж­кий путь по­зна­ния» («Goya oder Der arge Weg der Er­kenntnis», 1951, не за­вер­шён), где под­ня­ты про­бле­мы сво­бо­ды твор­че­ской лич­но­сти, от­но­ше­ния ху­дож­ни­ка и вла­сти. На про­тя­же­нии всей жиз­ни об­ра­щал­ся к дра­ма­тур­гии: «Вдо­ва Ка­пет» («Die Wit­we Capet», 1956) и др. Из­вес­тен как пе­ре­во­дчик ан­тич­ных и ин­дий­ских драм, лит. и те­ат­раль­ный кри­тик. Мн. про­из­ве­де­ния Ф. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны.

Нац. пр. ГДР (1953).

Соч.: Dramen. B.; Weimar, 1984; Собр. соч.: В 12 т. М., 1963–1968; Собр. соч.: В 6 т. М., 1988–1994.

Лит.: Ра­чин­ская Н. Н. Л. Фейх­тван­гер. М., 1965; Wage­ner H. L. Feuchtwanger. B., 1996; Изо­тов И. Т. Ран­ние ис­то­ри­че­ские ро­ма­ны Л. Фейх­тван­ге­ра. М., 2010; Stern­burg W. von. L. Feuchtwanger. B., 2016.

Вернуться к началу