Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАРСИЯЗЫ́ЧНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА И́НДИИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 204-205

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. И. Пригарина

ФАРСИЯЗЫ́ЧНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА И́Н­ДИИ, ли­те­ра­ту­ра на пер­сид­ском язы­ке, раз­виваю­щая­ся на тер­ри­то­рии Ин­до­ста­на с 11 в. (с ус­та­нов­ле­ни­ем вла­сти Газ­не­ви­дов в Ла­хо­ре). При от­сут­ст­вии ав­то­хтон­но­го пер­соя­зыч­но­го эт­но­са до 19 в. офиц. при­двор­ным язы­ком сме­няю­щих друг дру­га му­сульм. ди­на­стий и сред­ст­вом меж­на­цио­наль­но­го об­ще­ния ос­та­вал­ся перс. яз. Ран­няя Ф. л. И. со­хра­ня­ла тра­ди­ции клас­сич. перс. лит-ры (см. раз­дел Ли­те­ра­ту­ра в ст. Иран). Наи­бо­лее из­вест­ные по­эты 11–12 вв. – Абу-ль-Фа­радж Ру­ни и Ма­суд Сад Саль­ман, соз­да­тель жан­ра тю­рем­ной эле­гии (хаб­сийе). Рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли па­не­ги­ри­стич. ка­сы­ды, в ко­то­рых вос­пе­ва­лись дея­ния пра­ви­телей. Али ибн Ус­ман ад-Джул­ла­би аль-Худ­жви­ри (Дат­та Ганд­жбахш) стал ав­то­ром су­фий­ско­го (см. Су­физм) трак­та­та «Рас­кры­тие скры­то­го за за­ве­сой». С нач. 13 в. лит. жизнь пе­ре­мес­ти­лась в Де­ли. В 13–14 вв. раз­ви­ва­лась га­зель, круп­ней­шим мас­те­ром ко­то­рой стал Амир Хос­ров Дех­ле­ви; Амир Ха­сан Дех­ле­ви про­сла­вил­ся га­зе­ля­ми, мас­на­ви «По­весть о люб­ви», а так­же кн. «По­лез­но­сти сер­деч­ные», за­ло­жив­шей тра­ди­ции агио­гра­фич. жан­ра (мал­фу­зат), пред­став­ляю­ще­го со­бой за­пи­си бе­сед и из­ре­че­ний суфия. «Ту­ти-на­ме» («Кни­га по­пу­гая») Зия ад-Ди­на На­хша­би ста­ла пе­ре­ра­бот­кой др.-инд. лит. па­мят­ни­ка «Семь­де­сят рас­ска­зов по­пу­гая». С кон. 14 в. вплоть до нач. 16 в. лит-ра бы­ла раз­ви­та сла­бо; её рас­цвет в 16–17 вв. свя­зан с твор­че­ст­вом по­этов Ур­фи Ши­ра­зи, Абу-ль-Фай­за (Фай­зи) Фая­зи, На­зи­ри Ни­ша­пу­ри, Зу­ху­ри Тур­ши­зи, Та­ли­ба Аму­ли, Абу Та­ли­ба Ка­ли­ма Ка­ша­ни, Га­ни Каш­ми­ри, Сар­ма­да, Саи­ба Теб­ри­зи, а так­же Бе­ди­ля. В 17–18 вв. со­дер­жа­ние и язык лит-ры на перс. яз. ока­зы­ва­ют­ся под вли­я­ни­ем соб­ст­вен­но инд. сти­ли­стич. и фи­лос. тра­ди­ций; тра­диц. на­бор сю­же­тов ак­тив­но по­пол­нял­ся ме­ст­ны­ми ска­за­ния­ми и пре­да­ния­ми, под­вер­гаю­щи­ми­ся ин­тер­пре­та­ции в су­фий­ском ду­хе («Хир и Ран­дж­ха», «Сас­си Пун­ну» и др.). Круп­ней­ший пер­со­языч­ный по­эт 19 в. – Мир­за Га­либ, под его влия­ни­ем сло­жи­лась по­этич. ма­не­ра по­след­не­го клас­си­ка инд. лит-ры на перс. яз. – Му­хам­ма­да Ик­ба­ла.

Лит.: Али­ев Г. Ю. Пер­соя­зыч­ная ли­те­ра­ту­ра Ин­дии. М., 1968; При­га­ри­на Н. И. Ин­дий­ский стиль и его ме­сто в пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ре: (Во­про­сы по­эти­ки). М., 1999; она же. Пер­со­языч­ная ли­те­ра­ту­ра Ин­до­ста­на XIX–XX сто­ле­тий // Ис­то­рия пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ры XIX– XX ве­ков. М., 1999.

Вернуться к началу