Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УНАМУ́НО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 34

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

УНАМУ́НО (Unamuno) Ми­гель де (29.9.1864, Биль­бао – 31.12.1936, Са­ла­ман­ка), исп. пи­са­тель, фи­ло­соф, об­ществ. дея­тель. По про­ис­хож­де­нию баск. Ро­дил­ся в се­мье ком­мер­сан­та. Ра­но по­те­рял от­ца, вос­пи­ты­вал­ся ма­те­рью. Окон­чил ф-т фи­ло­со­фии и гу­ма­ни­тар­ных на­ук Мад­рид­ско­го ун-та (1884), пре­по­да­вал ла­тынь в сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях. В 1891 пе­ре­брал­ся в Са­ла­ман­ку, по­лу­чил ме­сто проф. др.-греч. язы­ка, лит-ры и фи­ло­со­фии в Са­ла­манк­ском ун-те, его рек­тор с 1901, в 1914 из-за ан­ти­мо­нар­хич. взгля­дов сме­щён с по­ста. За вы­сту­п­ле­ния про­тив дик­та­ту­ры Х. А. При­мо де Ри­ве­ры со­слан на Ка­нар­ские о-ва, от­куда уе­хал во Фран­цию. В 1930 вер­нул­ся в Ис­па­нию, вос­ста­нов­лен в зва­нии рек­то­ра Са­ла­манк­ско­го ун-та и из­бран де­пу­та­том кор­те­сов (1931–33). Вна­ча­ле под­дер­жал фа­ши­ст­ский мя­теж, од­на­ко вско­ре рез­ко дис­тан­ци­ро­вал­ся от не­го, вы­сту­пив с пуб­лич­ным «про­кля­ти­ем» Ф. Фран­ко. Осе­нью 1936 фак­ти­че­ски по­ме­щён под до­маш­ний арест.

У. – один из ве­ду­щих пред­ста­ви­те­лей по­ко­ле­ния 1898 го­да, де­бю­ти­ро­вал как пи­са­тель во мно­гом ав­то­био­гра­фич. ро­ма­ном «Мир в вой­не» («Paz en la guerra», 1897), вы­дер­жан­ным в тра­диц. реа­ли­стич. ма­не­ре. Зна­чит. ре­зо­нанс име­ла пуб­ли­ци­стич. кн. «По по­во­ду тра­ди­цио­на­лиз­ма» («En torno a castici­smo», 1895), на­прав­лен­ная про­тив са­мо­изо­ля­ции Ис­па­нии. В ре­зуль­та­те пе­ре­жи­то­го в 1897 ду­хов­но­го кри­зи­са, вы­зван­но­го смер­тью 3-лет­не­го сы­на, У., опи­ра­ясь на уче­ния Ав­гу­сти­на, ср.-век. исп. мис­ти­ков, тру­ды Б. Пас­ка­ля, С. Кьер­ке­го­ра, А. Шо­пен­гау­эра, Ф. Ниц­ше, Г. Спен­се­ра, раз­ра­бо­тал свою ре­лиг.-фи­лос. кон­цеп­цию, яр­ко во­пло­тив­шую­ся в пуб­ли­ци­сти­ке: сб. «Три эс­се» («Tres ensayos», 1900), кн. «Жизнь Дон Ки­хо­та и Сан­чо» («Vida de Don Quijote y Sancho», 1905), «О тра­ги­че­ском чув­ст­ве жиз­ни у лю­дей и на­ро­дов» («Del sen­timiento trágico de la vida en los hombres y en los pueblos», 1912), «Аго­ния хри­сти­ан­ст­ва» («La agonia del cristianismo», 1925). В цен­тре этой кон­цеп­ции, пред­вос­хи­тив­шей осн. мо­ти­вы позд­ней­ше­го эк­зи­стен­циа­лиз­ма, – дра­ма­тич. про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду ве­рой и ра­зу­мом, ос­мыс­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни лич­но­сти, уст­рем­лён­ной к бес­смер­тию, но ра­зу­мом соз­наю­щей собств. ко­неч­ность. Тра­гич. ощу­ще­ние жиз­ни, при­су­щее, по мыс­ли У., как отд. лич­но­стям, так и це­лым на­ро­дам, про­ис­те­ка­ет из не­воз­мож­но­сти най­ти ра­цио­наль­ный от­вет на ду­хов­ные за­про­сы. Од­ним из спо­со­бов раз­ре­ше­ния этой клю­че­вой про­бле­мы ста­но­вит­ся «ки­хо­тизм»: Дон Ки­хот, по мыс­ли У., пред­ста­ёт свое­об­раз­ным исп. Хри­стом, сим­во­лом со­зи­даю­ще­го на­ча­ла и ут­вер­жде­ния че­ло­ве­че­ско­го «я», об­раз­цом лич­но­сти, бо­рю­щей­ся за иде­ал без на­де­ж­ды на по­бе­ду, но в са­мой этой борь­бе про­яв­ляю­щей собств. во­лю и об­ре­таю­щей ис­тин­ное су­ще­ст­во­ва­ние и бес­смер­тие. Про­бле­ма­ти­ка че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния – в цен­тре ро­ма­нов У. «Лю­бовь и пе­да­го­ги­ка» («Amor y pedagogía», 1902), «Ту­ман» («Niebla», 1914), «Авель Сан­чес» («Abel Sánchez», 1917), «Тё­тя Ту­ла» («La tía Tula», 1921) «Свя­той Ма­ну­эль До­б­рый, му­че­ник» («San Ma­nuel Bueno, mártir», 1933), кн. «Три на­зи­да­тель­ные но­вел­лы и один про­лог» («Tres novelas ejemplares y un prólogo», 1920). У. стре­мил­ся соз­дать осо­бый, не­тра­ди­ци­он­ный тип ро­ма­на-прит­чи, ко­то­рый он на­зы­вал «ни­во­ла» (nivola, от novella, исп. «ро­ман»); его про­за от­ме­че­на поч­ти пол­ным от­сут­ст­ви­ем опи­са­ний кон­крет­ной эпо­хи, бы­то­вых осо­бен­но­стей, нац. ко­ло­ри­та. Сход­ная осо­бен­ность от­ли­ча­ет и дра­ма­тур­гию У.: пье­сы «Сфинкс» («La esfinge», 1898), «Фед­ра» («Fedra», 1910), «Про­шлое, ко­то­рое воз­вра­ща­ет­ся» («El pasado que vuelve», 1910), «Со­ле­дад» («Soledad», 1921) и др. По­лу­чил так­же из­вест­ность как по­эт: сб. «Сти­хо­тво­ре­ния» («Poesías», 1907), по­эма «Хри­стос Ве­ла­ске­са» («El Cristo de Velázquez», 1920) и др. Ав­тор сб. «Кан­сь­о­не­ро, по­эти­че­ский днев­ник» («Can­ci­onero, diario poético», на­чат в 1928, изд. в 1953, посм.); мно­го­числ. эс­се, пи­сем.

Соч.: Obras completas: En 9 t. Madrid, 1966–1971; Из­бран­ная ли­ри­ка. М., 1980; Из­бран­ное: В 2 т. Л., 1981.

Лит.: Кор­ко­но­сен­ко К. С. М. де Уна­му­но и рус­ская куль­ту­ра. СПб., 2002; Rabaté C., Rabaté J.-Cl. M. de Unamuno. Madrid, 2009; Juaristi J. M. de Unamuno. Madrid, 2012; El Unamuno eterno. Barcelona, 2015.

Вернуться к началу