Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕВЧЕ́НКО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 773-774

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. К
Т.Г. Шевченко. Автопортрет. Рисунок. 1857. Музей Т.Г. Шевченко (Киев).

ШЕВЧЕ́НКО Та­рас Гри­горь­е­вич [25.2(9.3). 1814, с. Мо­рин­цы Зве­ни­го­род­ско­го у. Ки­ев­ской губ., ны­не в Чер­кас­ской обл., Ук­раи­на – 26.2(10.3).1861, С.-Пе­тер­бург], укр. по­эт, жи­во­пи­сец, гра­фик, об­ществ. дея­тель. Пи­сал на рус. и укр. язы­ках. Сын кре­по­ст­но­го кре­сть­я­ни­на, ра­но оси­ро­тел. С 1829 жил в до­ме по­мещи­ка П. В. Эн­гель­гард­та в Виль­не, с нач. 1831 – в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1836 Ш. по­зна­ко­мил­ся с К. П. Брюл­ло­вым, В. И. Гри­го­ро­ви­чем, В. А. Жу­ков­ским, А. Г. Ве­не­циа­но­вым, Е. П. Гре­бён­кой, ко­то­рые спо­соб­ст­во­ва­ли его ос­во­бо­ж­де­нию из кре­по­ст­но­го со­стоя­ния: в 1838 Ш. вы­ку­п­лен у по­ме­щи­ка. В том же го­ду при­нят в пе­терб. АХ, где стал лю­би­мым уче­ни­ком и то­ва­ри­щем Брюл­ло­ва, ов­ла­дел мас­тер­ст­вом ри­сун­ка и жи­во­пи­си, тех­ни­кой ак­ва­ре­ли, се­пии, офор­та.

Од­ной из ран­них лит. по­пы­ток сам Ш. на­звал бал­ла­ду «Пор­че­ная» («При­чин­на», 1838), на­пе­ча­тан­ную в альм. Е. П. Гре­бён­ки «Ластівка» в 1841. Ран­нее твор­че­ст­во Ш. раз­ви­ва­лось в рус­ле ро­ман­тиз­ма: бал­ла­ды, по­эмы, «дум­ки» (ли­рич. сти­хо­тво­ре­ния, близ­кие к пес­не). Наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ния ран­не­го пе­рио­да – по­эма «Ка­те­ри­на» (1838) о стра­да­ни­ях и ги­бе­ли по­ру­ган­ной жен­щи­ны-ма­те­ри. В 1840 в С.-Пе­тер­бур­ге вы­шел пер­вый по­этич. сб. «Коб­зарь», обо­зна­чив­ший но­вый этап в раз­ви­тии укр. лит-ры и от­ме­чен­ный жи­во­стью и не­по­сред­ст­вен­но­стью по­этич. чув­ст­ва, про­сто­той и изя­ще­ст­вом вы­ра­же­ния, глу­бо­кой на­род­но­стью в мыс­лях, об­ра­зах, язы­ке; нар. рит­ми­ку Ш. со­че­та­ет с клас­си­че­ской – ви­до­из­ме­нён­ным ям­бом (т. н. шев­чен­ков­ский стих). Яр­ки­ми про­из­ве­де­ния­ми на ис­то­рич. те­му ста­ли ли­ро-эпич. по­эма «Гай­да­ма­ки» (1841) и дра­ма «Ни­ки­та Гай­дай» (1842, обе на рус. яз.), на рус. яз. так­же на­пи­са­ны по­эмы «Сле­пая» (1842), «Бес­та­лан­ный» (в отд. изд. под назв. «Триз­на», 1844) и др. Ро­ман­тизм в ран­нем твор­че­ст­ве Ш. со­че­тал­ся с реа­ли­стич. тен­ден­ция­ми, ко­то­рые вско­ре ста­ли ве­ду­щи­ми.

Т.Г. Шевченко. «Пожар в степи». Бумага, акварель. 1848.Музей Т.Г. Шевченко (Киев).

В мае 1843 – февр. 1844 пу­те­ше­ст­во­вал по Ук­раи­не, по­се­тил род­ных, на­блю­дал жизнь на­ро­да, соз­дал мно­же­ст­во ри­сун­ков, вы­пус­тил аль­бом «Жи­во­пис­ная Ук­раи­на» (1-й вып., 6 офор­тов, изд. в 1844). По воз­вра­ще­нии в С.-Пе­тер­бург окон­чил АХ (1845). Вес­ной 1845 Ш. вто­рич­но от­пра­вил­ся на Ук­раи­ну, на­ме­ре­ва­ясь окон­ча­тель­но по­се­лить­ся в Кие­ве. В ка­че­ст­ве ху­дож­ни­ка Ки­ев­ской ар­хео­гра­фич. ко­мис­сии (Врем. ко­мис­сия для раз­бо­ра древ­них ак­тов) мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ки­ев­ской, Пол­тав­ской, Чер­ни­гов­ской и Во­лын­ской гу­бер­ни­ям. К это­му вре­ме­ни оп­ре­де­ля­ют­ся его ре­во­люц.-де­мо­кра­тич. взгля­ды; по­этич. твор­че­ст­во это­го пе­рио­да ис­пол­не­но со­ци­аль­но­го и нац. па­фо­са. Сре­ди наи­бо­лее за­мет­ных про­из­ве­де­ний – по­эма «Ере­тик» (1845, о Я. Гу­се), про­ни­зан­ная мыс­лью о един­ст­ве слав. на­ро­дов; стих. «Раз­ры­тая мо­ги­ла» (1843) – про­тест про­тив уг­не­те­ния Ук­раи­ны; по­эмы «Со­ва» (1844), «Най­мич­ка» (1845), «Ведь­ма» (1847), яр­ко во­пло­тив­шие об­раз обез­до­лен­ной ма­те­ри, стих. «Как ум­ру, по­хо­ро­ни­те...» («Як ум­ру то по­хо­вай­те…», 1845) – от­кры­тый при­зыв к свер­же­нию вла­сти.

В 1846 всту­пил в Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ское об­ще­ст­во, в февр. 1847 за­чис­лен на ос­во­бо­див­шую­ся долж­ность учи­те­ля ри­со­ва­ния в Ки­ев­ском ун-те, но не смог на­чать пре­по­да­ва­ние по при­чи­не аре­ста 5(17).4.1847. За ре­во­люц. сти­хи, ото­бран­ные при аре­сте, Ш. был со­слан в сол­да­ты в Ор­скую кре­пость. В про­из­ве­де­ни­ях, на­пи­сан­ных в ссыл­ке, со­ци­аль­но-кри­тич. и ре­во­люц. мо­ти­вы уси­ли­лись: сти­хо­тво­ре­ния «П. С.», по­эмы «Княж­на» (1847), «Вар­нак» и «Ма­ри­на» (обе 1848), цикл «Ца­ри» (1848), ис­то­рич. по­эмы «Чер­нец», «Пла­ток», «Ир­жа­вец» (все 1847), «Швач­ка» (1848). Ли­рич. сти­хо­тво­ре­ния на­сы­ще­ны лю­бовью к Ук­раи­не: «Мне, пра­во, всё рав­но, я бу­ду...» (1847), «И вы­рос я в краю чу­жом...» (1848) и др. Слож­ные со­ци­аль­ные и мо­раль­но-этич. про­бле­мы Ш. под­ни­ма­ет в по­эмах «Сол­да­тов ко­ло­дец» («Мос­ка­ле­ва кри­ни­ця», 1847), «Сот­ник» (1849), «Пет­русь» (1850) и др. В 1848 Ш. в ка­че­ст­ве ху­дож­ни­ка вклю­чён в со­став экс­пе­ди­ции по об­сле­до­ва­нию Араль­ско­го мо­ря. В ссыл­ке и в осо­бен­но­сти во вре­мя Араль­ской экс­пе­ди­ции Ш. соз­дал св. 350 ак­ва­рель­ных пей­за­жей и порт­ре­тов.

В апр. 1850 аре­сто­ван по до­но­су од­но­го из офи­це­ров, за­клю­чён в ка­зе­мат. Не­смот­ря на уси­лен­ный над­зор, в 1851 сно­ва вклю­чён как ху­дож­ник в со­став гео­ло­гич. экс­пе­ди­ции в го­ры Ка­ра­тау. В Но­во­пет­ров­ском ук­ре­п­ле­нии с раз­ре­ше­ния ко­мен­дан­та Ш. в сво­бод­ные от служ­бы ча­сы пи­сал по­вес­ти на рус. язы­ке, на­де­ясь на­пе­ча­тать их под псевд. Коб­зарь Дар­мо­грай в рус. жур­на­лах: «Му­зы­кант» (1854–55), «Не­сча­ст­ный» (1855–56), «Близ­не­цы» (1855) и др. Там же Ш. соз­дал мно­го пей­за­жей, порт­ре­тов, жан­ро­вых ри­сун­ков; круп­ней­шим дос­ти­же­ни­ем Ш.-ху­дож­ни­ка ста­ла се­рия «Прит­ча о блуд­ном сы­не» (ри­сун­ки се­пи­ей, ту­шью, би­ст­ром, 1856–57).

По­сле смер­ти Ни­ко­лая I бла­го­да­ря хло­по­там дру­зей Ш. ос­во­бо­ж­дён по ам­ни­стии. Жил в Ниж­нем Нов­го­ро­де, в 1857 соз­дал про­ни­зан­ные гу­ма­ни­стич. па­фо­сом по­эмы «Нео­фи­ты», где в ал­ле­го­рич. об­раз­ах пер­вых хри­сти­ан вы­ве­де­ны бор­цы про­тив ца­риз­ма, и «Юро­ди­вый» (не окон­че­на); в трип­ти­хе «До­ля», «Му­за», «Сла­ва» (1858) вы­ра­же­но по­ли­тич. и эс­те­тич. кре­до Ш. – мысль о ду­хов­ном еди­не­нии по­эта с на­ро­дом.

В 1858 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, сбли­зил­ся с кру­гом ж. «Со­вре­мен­ник». В стих. «Я на здо­ро­вье не в оби­де...» (1858) при­зы­вал на­род до­би­вать­ся сво­бо­ды ре­во­люц. пу­тём; ши­ро­ко ис­поль­зо­вал биб­лей­ские и еван­гель­ские мо­ти­вы для вы­ра­же­ния де­мо­кра­тич. идей: «Под­ра­жа­ние 11 псал­му», «Под­ра­жа­ние Ие­зе­кии­лю. Гла­ва 19», «Осии, гла­ва 14. Под­ра­жа­ние» (все 1859), по­эма «Ма­рия» (1859) и др.; меч­ты о свет­лом бу­ду­щем на­ро­да – в сти­хо­тво­ре­ни­ях «Сон» (1858), «Исайя. Гла­ва 35. Под­ра­жа­ние» (1859). В мае 1859 по­лу­чил раз­ре­ше­ние вы­ехать на Ук­раи­ну, но в ию­ле вновь аре­сто­ван по до­но­су о ре­во­люц. аги­та­ции. Ху­дож. ин­те­ре­сы это­го пе­рио­да Ш. со­сре­до­то­чи­лись гл. обр. на иск-ве офор­та; Со­вет АХ при­сво­ил ему зва­ние ака­де­ми­ка гра­ви­ро­ва­ния (1860).

Ещё при жиз­ни Ш. его про­из­ве­де­ния на­ча­ли пе­ре­во­дить на рус. яз. (Н. В. Гер­бель, 1856, А. Н. Пле­ще­ев и др.); в 1860 из­дан сб. «Коб­зарь Т. Шев­чен­ко в пе­ре­во­де рус­ских по­этов». По­эзия Ш. в це­лом глу­бо­ко ли­рич­на, эмо­цио­наль­на, экс­прес­сив­на; её те­мы и об­ра­зы свя­за­ны, как пра­ви­ло, с раз­мыш­ле­ния­ми о не­лёг­кой соб­ст­вен­ной до­ле и в то же вре­мя но­сят обоб­щаю­щий гу­ма­ни­стич., фи­лос. ха­рак­тер. Твор­че­ст­во Ш., за­чи­на­те­ля но­вой укр. лит-ры, за­ло­жив­ше­го ос­но­вы об­ще­на­цио­наль­но­го лит. язы­ка, уко­ре­нён­но­го в раз­го­вор­ном нар. язы­ке, ока­за­ло зна­чит. влия­ние так­же на раз­ви­тие рус. и бе­ло­рус. ли­те­ра­тур. Мн. про­из­ве­де­ния Ш. ста­ли нар. пес­ня­ми («Ре­ве та сто­гне Днiпр ши­ро­кий», «Ду­мы мои, ду­мы» и др.).

Соч.: Пов­не зібрання творів: У 6 т. Київ, 1963–1964; Собр. соч.: В 5 т. М., 1964–1965; Зібрання творів: У 6 т. Київ, 2003; Пов­не зібрання творів: У 12 т. Київ, 2001–.

Лит.: Хин­ку­лов Л. Ф. Т. Шев­чен­ко. М., 1960; Но­ви­ков М. И. Об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские и фи­ло­соф­ские взгля­ды Т. Г. Шев­чен­ко. М., 1961; Шевченківський слов­ник: У 2 т. Київ, 1976–1977; Смілянська В. Л. Стиль поезії Шев­чен­ка. Київ, 1981; Ан­то­но­вич Д. В. Шев­чен­ко – ма­ляр. Київ, 2004.

Вернуться к началу