Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕ́ХОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 534-536

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин
А.П. Чехов. Фото 1900.

ЧЕ́ХОВ Ан­тон Пав­ло­вич [17(29).1.1860, Та­ган­рог – 2(15).7.1904, Ба­ден­вай­лер, Гер­ма­ния; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рус. пи­са­тель. Из ку­печ. се­мьи; отец – хо­зя­ин ба­ка­лей­ной лав­ки, дед по от­цов­ской ли­нии – кре­по­ст­ной, по­лу­чив­ший воль­ную по вы­ку­пу и вы­ку­пив­ший свою се­мью. В от­ро­че­ст­ве и юно­сти Ч. ис­пы­тал тя­го­ты и ли­ше­ния, с дет­ст­ва по­мо­гал в тор­гов­ле от­цу. По­сле его ра­зо­ре­ния и отъ­ез­да в 1876 с семь­ёй в Мо­ск­ву, ос­тав­шись один в Та­ган­ро­ге, за­ра­ба­ты­вал на жизнь ча­ст­ны­ми уро­ка­ми. При­над­леж­ность к ин­тел­ли­ген­ции в пер­вом по­ко­ле­нии и впе­чат­ле­ния юно­сти от­час­ти оп­ре­де­ли­ли те­ма­ти­ку твор­че­ст­ва зре­ло­го Ч.: му­чи­тель­ность по­шлой обы­ден­но­сти, ис­пы­та­ние ге­роя кос­ной сре­дой, со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ком­плек­сы пер­со­на­жа-не­дво­ря­ни­на в ок­ру­же­нии по­ме­щи­ков. В 1879 по окон­ча­нии Та­ган­рог­ской гим­на­зии Ч. по­сту­пил на мед. ф-т Моск. ун-та; окон­чил ун-т в 1884, по­лу­чив зва­ние уезд­но­го вра­ча.

По при­ез­де в Мо­ск­ву Ч. сра­зу же на­чал со­труд­ни­чать в по­пу­ляр­ных юмо­ри­стич. и са­ти­ри­че­ских жур­на­лах («Стре­ко­за», «Ос­кол­ки», «Бу­диль­ник» и др.), где пе­ча­тал под разл. псев­до­ни­ма­ми (Ан­то­ша Че­хон­те, Че­ло­век без се­ле­зён­ки и др.) рас­ска­зы, очер­ки, па­ро­дий­ные юмо­ре­ски, бы­ст­ро об­ре­тя ре­пу­та­цию ода­рён­но­го и ост­ро­ум­но­го ли­те­ра­то­ра. Од­на из де­бют­ных пуб­ли­ка­ций Ч. – юмо­ре­ска «Ко­му пла­тить (сни­мок)» (1878, под псевд. Юный ста­рец); пер­вая боль­шая пуб­ли­ка­ция – «Пись­мо дон­ско­го по­ме­щи­ка Сте­па­на Вла­ди­ми­ро­ви­ча N. к учё­но­му со­се­ду д-ру Фрид­ри­ху» (1880). В 1883–85 вёл обо­зре­ние «Ос­кол­ки мо­с­ков­ской жиз­ни» для пе­терб. ж. «Ос­кол­ки»; в 1884 вы­пус­тил сб. юмо­ри­стич. и са­ти­рич. рас­ска­зов «Сказ­ки Мель­по­ме­ны», в 1886 – сб. «Пё­ст­рые рас­ска­зы». В про­зе Ч. 1-й пол. 1880-х гг. пре­ва­ли­ру­ют ко­мич. мо­ти­вы и об­ра­зы, од­на­ко в не­ко­то­рых про­из­ве­де­ни­ях уже от­чёт­ли­во зву­чат ха­рак­тер­ные для позд­ней­ше­го его твор­че­ст­ва мо­ти­вы бес­цель­но­сти, бес­смыс­лен­но­сти и аб­сурд­но­сти жиз­ни: рас­ска­зы «Смерть чи­нов­ни­ка» (1883), «Ха­ме­ле­он» (1884), «Ун­тер При­ши­беев» (1885, пер­во­на­чаль­ное назв. – «Сверх­штат­ный блю­сти­тель»), при­чём ра­бо­тая с тра­диц. ти­пом «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка», обыч­но яв­ляв­ше­го­ся пред­ме­том со­стра­да­ния, Ч. об­на­ру­жи­ва­ет в нём низ­мен­ные, под­лые или страш­ные чер­ты («Смерть чи­нов­ни­ка», «Ха­ме­ле­он»). В зре­лом твор­че­ст­ве Ч. от ран­ней про­зы со­хра­нит­ся вни­ма­ние к пред­мет­ной, ве­ще­ст­вен­ной де­та­ли, а юмор и иро­ния уже не бу­дут пре­об­ла­дать, а со­ста­вят од­ну из кра­сок в слож­ной па­лит­ре ав­то­ра.

Силь­ное впе­чат­ле­ние на Ч. про­из­ве­ло в 1886 пись­мо Д. В. Гри­го­ро­ви­ча, при­зы­вав­ше­го его от­ка­зать­ся от мел­кой по­дён­ной ра­бо­ты ра­ди за­ра­бот­ка и об­ра­тить­ся к боль­шим и серь­ёз­ным те­мам. В том же го­ду А. С. Су­во­рин – ре­дак­тор круп­ней­шей рус. газ. «Но­вое вре­мя», при­звал мо­ло­до­го пи­са­те­ля бе­реж­нее от­но­сить­ся к сво­ему та­лан­ту и не раз­мени­вать его на лит. ме­ло­чи. В 1886 Ч. на­чал со­труд­ни­чать в «Но­вом вре­ме­ни», в 1888 – в ж. «Се­вер­ный вест­ник», в 1892 – в ж. «Рус­ская мысль». В твор­че­ст­ве Ч. на­ме­ти­лись серь­ёз­ные из­ме­не­ния, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют про­из­веде­ния, во­шед­шие в сб. «В су­мер­ках» (1887): на сме­ну ост­ро­сю­жет­но­сти ран­них ко­мич. рас­ска­зов при­хо­дит «бес­со­бы­тий­ность» – изо­бра­же­ние си­туа­ций, в ко­то­рых до­ми­ни­ру­ет не дей­ст­вие, но тон­кий пси­хо­ло­гизм, эмо­цио­наль­ный под­текст; вме­сто шар­жи­ро­ван­ных ко­мич. ти­па­жей пред­став­ле­ны слож­ные, не­од­но­знач­ные, ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ные пер­со­на­жи.

«Дядя Ваня».Сцена из спектакля МХТ. 1899.

Пер­вым дра­ма­тур­гич. про­из­ве­де­ни­ем Ч., по­став­лен­ным на сце­не, ста­ла в 1887 пье­са «Ива­нов» (1-я ред.; Кор­ша те­атр). В 1888 в по­вес­ти «Степь» Ч., об­ра­тив­шись к но­во­му для се­бя жан­ру, соз­да­ёт на ос­но­ве впе­чат­ле­ний от по­езд­ки по юж­но­рус­ским сте­пям пер­со­на­жа – ма­лень­ко­го маль­чи­ка Его­руш­ки – па­но­ра­му рус. жиз­ни, ис­пол­нен­ную эпич. ши­ро­ты и од­но­вре­мен­но про­ник­ну­тую ли­рич. на­ча­лом, с по­лу­скры­ты­ми ре­ми­нис­цен­ция­ми из «Мёрт­вых душ» Н. В. Го­го­ля. В по­вес­ти «Скуч­ная ис­то­рия» (1889) о тра­ге­дии оди­но­че­ст­ва по­жи­ло­го, при­бли­зив­ше­го­ся к смер­ти че­ло­ве­ка, Ч. пе­ре­ос­мыс­лил об­раз «лиш­не­го че­ло­ве­ка» и свя­зан­ную с ним со­ци­аль­ную про­бле­ма­ти­ку, вы­дви­нув на пер­вый план пси­хо­ло­гич. и фи­ло­соф­ский ас­пек­ты. Те­ма­ми его твор­че­ст­ва ста­но­вят­ся не­пре­одо­ли­мая обо­соб­лен­ность всех и ка­ж­до­го, не­воз­мож­ность взаи­мо­по­ни­ма­ния ме­ж­ду людь­ми. В по­вес­ти «Ду­эль» (1891) пред­ме­том горь­ко-иро­нич. изо­бра­же­ния ока­зы­ва­ет­ся реф­лек­ти­рую­щий и са­мо­оп­рав­ды­ваю­щий­ся «лиш­ний че­ло­век», пы­таю­щий­ся оп­рав­дать свои по­ро­ки и сла­бо­сти влия­ни­ем сре­ды и вре­ме­ни. Од­но­вре­мен­но в по­вес­ти ве­дёт­ся по­ле­ми­ка с нравств. уче­ни­ем Л. Н. Тол­сто­го; по­ле­ми­ка с тол­стов­ским идеа­лом «оп­ро­ще­ния» при­сут­ст­ву­ет и в по­вес­ти «Моя жизнь» (1896).

В 1890 Ч. как кор­рес­пон­дент «Но­во­го вре­ме­ни» от­пра­вил­ся че­рез Си­бирь на о. Са­ха­лин, глав­ное в то вре­мя ме­сто ка­тор­ги и ссыл­ки. Ре­зуль­та­том по­езд­ки ста­ла кн. очер­ков «Ост­ров Са­ха­лин» (1893–94, отд. изд. 1895); кос­вен­ным об­ра­зом впе­чат­ле­ния, на­ве­ян­ные кар­ти­на­ми не­сво­бо­ды и по­ру­га­ния че­ло­ве­че­ско­го дос­то­ин­ст­ва, от­ра­зи­лись в рас­ска­зах «В ссыл­ке» (1892), «Убий­ст­во» (1895), в по­вес­ти «Па­ла­та № 6» (1892).

К нач. 1890-х гг. Ч. – не толь­ко при­знан­ный пи­са­тель, но и об­ществ. дея­тель. Осе­нью 1891 он уча­ст­ву­ет в сбо­ре средств для го­ло­даю­щих кре­сть­ян; в 1892 по­се­ща­ет Ни­же­го­род­скую, за­тем Во­ро­неж­скую гу­бер­нии, ор­га­ни­зуя эту по­мощь; без­воз­мезд­но ле­чит кре­сть­ян в ок­ре­ст­но­стях ку­п­лен­но­го им в 1892 под­мос­ков­но­го име­ния Ме­ли­хо­во, стро­ит шко­лы в Ме­ли­хо­ве и со­сед­них де­рев­нях; уча­ст­ву­ет во все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 1897. Став в 1900 по­чёт­ным ака­де­ми­ком Пе­терб. АН, Ч. вме­сте с В. Г. Ко­ро­лен­ко от­ка­зы­ва­ет­ся в 1902 от это­го зва­ния в знак про­тес­та про­тив ре­ше­ния ис­клю­чить из чле­нов ака­де­мии толь­ко что из­бран­но­го М. Горь­ко­го.

В про­зе сер. 1890-х – нач. 1900-х гг. Ч. стре­мит­ся к пре­дель­ной ла­ко­нич­но­сти по­ве­ст­во­ва­ния, вме­щая в рам­ки не­боль­шо­го рас­ска­за ис­то­рию жиз­ни, ду­хов­ной и ду­шев­ной де­гра­да­ции ге­роя («Ио­ныч», 1898), об­ра­ща­ет­ся к изо­бра­же­нию ду­хов­но убо­гих и ни­чтож­ных пер­со­на­жей, от­ка­зы­ва­ясь от пря­мо­ли­ней­ных са­ти­рич. оце­нок («Ду­шеч­ка», 1899), пред­по­чи­та­ет от­кры­тые фи­на­лы од­но­пла­но­вым раз­вяз­кам («Сту­дент», 1894; «Да­ма с со­бач­кой», 1898; опубл. в 1899; «Не­вес­та», 1903). В позд­них рас­ска­зах фор­ми­ру­ет­ся слож­ное со­от­но­ше­ние ме­ж­ду од­но­знач­ны­ми идея­ми и оцен­ка­ми, при­над­ле­жа­щи­ми пер­со­на­жам-рас­сказ­чи­кам, и ав­тор­ской точ­кой зре­ния («Че­ло­век в фут­ля­ре», «Кры­жов­ник», «О люб­ви», все 1898), про­из­ве­де­ния во мно­гом стро­ят­ся на прин­ци­пах по­вто­ре­ния и варь­и­ро­ва­ния мо­ти­вов.

В сво­их позд­них пье­сах – «Дя­дя Ва­ня» (1896, опубл. в 1897, пост. в 1899; пе­ре­ра­бот­ка пье­сы «Ле­ший», 1889, опубл. в 1890), «Чай­ка» (1896), «Три се­ст­ры» (1901), «Виш­нё­вый сад» (1904), Ч. вы­сту­пил как дра­ма­тург-но­ва­тор, пред­вос­хи­тив­ший ху­дож. ис­ка­ния и от­кры­тия мо­дер­ни­ст­ской дра­ма­тур­гии 20 в., в т. ч. аб­сур­да те­ат­ра. Ч. от­ка­зал­ся от тра­диц. сис­те­мы ам­п­луа, от еди­но­го сю­же­та и кон­флик­та, оп­ре­де­ляв­ших до это­го вре­ме­ни всю струк­ту­ру дра­матич. со­чи­не­ний; со­бы­ти­ем в его дра­ма­тур­гии ста­ли не пе­ри­пе­тии сю­же­та, а внут­рен­нее со­стоя­ние и пе­ре­жи­ва­ния пер­со­на­жей; при этом мыс­ли и чув­ст­ва обыч­но не вы­ра­же­ны пря­мо, в ре­п­ли­ках и мо­но­ло­гах, а да­ны в под­тек­сте. Не­при­выч­ность че­хов­ской дра­мы обу­сло­ви­ла про­вал «Чай­ки» на пре­мье­ре в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре в С.-Пе­тер­бур­ге в 1896, од­на­ко уже в 1898 пье­са име­ла три­ум­фаль­ный ус­пех в Мо­с­ков­ском Ху­до­же­ст­вен­ном ака­де­ми­че­ском те­ат­ре в по­ста­нов­ке В. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко и К. С. Ста­ни­слав­ско­го. На сце­не Ху­до­же­ст­вен­но­го те­ат­ра с ус­пе­хом бы­ли по­став­ле­ны «Дя­дя Ва­ня», «Три се­ст­ры», «Виш­нё­вый сад», хо­тя, по мне­нию Ч., за­мы­сел этой пье­сы и в МХТ по­нят не­вер­но: про­иг­но­ри­ро­ва­но ко­ми­че­ское на­ча­ло и вне­сён не­уме­ст­ный ме­ло­дра­ма­тизм. «Виш­нё­вый сад», в ко­то­ром за ча­ст­ным слу­ча­ем – ис­то­ри­ей про­да­жи име­ния и ги­бе­ли са­да – вста­ёт кар­ти­на сме­ны ис­то­рич. эпох, а ко­мич. эле­мен­ты ука­зы­ва­ют на вза­им­ную от­чу­ж­дён­ность пер­со­на­жей и не­по­ни­ма­ние ими су­ти про­ис­хо­дя­ще­го, – наи­бо­лее слож­ная и мно­го­знач­ная пье­са Че­хо­ва.

В 1898 Ч. пе­ре­се­лил­ся из Ме­ли­хо­ва в Ял­ту, вы­стро­ил собств. дом, где встре­чал­ся с Л. Н. Тол­стым, А. М. Горь­ким, И. А. Бу­ни­ным, А. И. Ку­при­ным и др. В 1901 же­нил­ся на ар­ти­ст­ке МХТ О. Л. Книп­пер (см. Книп­пер-Че­хо­ва О. Л.). Крым­ский кли­мат не пре­дот­вра­тил стре­ми­тель­ное раз­ви­тие ту­бер­ку­лё­за. В на­ча­ле ию­ня 1904 Ч. вы­ехал для ле­че­ния в Гер­ма­нию, где и умер.

Зна­че­ние твор­че­ст­ва Ч. бы­ло оче­вид­ным уже для его со­вре­мен­ни­ков. Од­нако, при­зна­вая та­лант Ч., ан­га­жи­ро­ван­ные кри­ти­ки уп­ре­ка­ли его в бе­зы­дей­но­сти, от­сут­ст­вии оп­ре­де­лён­ных убе­ж­де­ний, скеп­ти­циз­ме и пес­си­миз­ме. На про­тя­же­нии 20 в. Ч. стал при­знан­ным клас­си­ком ми­ро­вой лит-ры. Его рас­ска­зы и по­вес­ти мно­го­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны, пье­сы не схо­дят со сцен отеч. и за­ру­беж­ных те­ат­ров. Для за­ру­беж­но­го куль­тур­но­го соз­на­ния Ч. – один из наи­бо­лее из­вест­ных рус. пи­са­те­лей, на­ря­ду с Л. Н. Тол­стым и Ф. М. Дос­то­ев­ским.

Соч.: Полн. собр. соч. и пи­сем: В 30 т. М., 1974–1983.

Лит.: Бул­га­ков С. Н. Че­хов как мыс­ли­тель. М., 1910; Ги­то­вич Н. И. Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва А. П. Че­хо­ва. М., 1955; Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. М., 1960. Т. 68; Picchio R. I racconti di Cechov. Torino, 1961; Winner T. Chekhov and his prose. N. Y., 1966; Шах-Ази­зо­ва Т. К. Че­хов и за­пад­но­ев­ро­пей­ская дра­ма его вре­ме­ни. М., 1966; Magarshack D. The real Chekhov: An introduction to Chekhov’s last plays. L., 1972; Ка­та­ев В. Б. Про­за Че­хо­ва: Про­бле­мы ин­тер­пре­та­ции. М., 1979; он же. Че­хов плюс...: Пред­ше­ст­вен­ни­ки, со­вре­мен­ни­ки, пре­ем­ни­ки. М., 2004; Па­пер­ный З. С. «Во­пре­ки всем пра­ви­лам...»: Пье­сы и во­де­ви­ли Че­хо­ва. М., 1982; А. П. Че­хов в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1986; Ка­мя­нов В. И. Вре­мя про­тив без­вре­ме­нья: Че­хов и со­вре­мен­ность. М., 1989; Ди­нер­штейн Е. А. А. П. Че­хов и его из­да­те­ли. М., 1990; Сен­де­ро­вич С. Я. Че­хов – с гла­зу на глаз: Ис­то­рия од­ной одер­жи­мо­сти А. П. Че­хо­ва: Опыт фе­но­ме­но­ло­гии твор­че­ст­ва. СПб., 1994; Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. М., 1997–2005. Т. 100: В 3 кн.: Че­хов и ми­ро­вая ли­те­ра­ту­ра; Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва А. П. Че­хо­ва. М., 2000–2016–. Т. 1–4–; Тол­стая Е. Д. По­эти­ка раз­дра­же­ния: Че­хов в кон­це 1880 – на­ча­ле 1890-х гг. 2-е изд. М., 2002; Тур­ков А. М. Че­хов и его вре­мя. М., 2003; Су­хих И. Н. Про­бле­мы по­эти­ки Че­хо­ва. 2-е изд. СПб., 2007; А. П. Че­хов. Эн­цик­ло­пе­дия. М., 2011; Чу­да­ков А. П. А. П. Че­хов. 3-е изд. М., 2014; он же. По­эти­ка Че­хо­ва. Мир Че­хо­ва: Воз­ник­но­ве­ние и ут­вер­жде­ние. СПб., 2016; А. П. Че­хов: Pro et contra. 2-е изд. СПб., 2015. Т. 1–2; Рей­филд Д. Жизнь А. Че­хо­ва. М., 2015; Биб­лио­гра­фия ра­бот об А. П. Че­хо­ве на рус­ском и ино­стран­ных язы­ках за 1961–2005 гг. / Сост. П. Н. Дол­жен­ков, В. Б. Ка­та­ев. М., 2010.

Вернуться к началу