Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕЛА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 272

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Белобратов

ЦЕЛА́Н (Celan) Па­уль (псевд.; наст. имя и фам. Па­уль Лео Ан­чель, Antschel) (23.11.1920, Чер­но­ви­цы, Буковина, ны­не Чер­нов­цы, Украина – 20.4.1970, Па­риж), австр. по­эт, пе­ре­во­дчик. Ро­дил­ся в не­мец­коя­зыч­ной евр. се­мье. В юно­сти ув­ле­кал­ся со­циа­ли­стич. идея­ми. Пер­вые по­этич. опы­ты от­но­сят­ся к сер. 1930-х гг. В 1938 изу­чал ме­ди­ци­ну во Фран­ции; ле­том 1939 по­сту­пил в Чер­но­виц­кий ун-т на от­де­ле­ние ро­ма­ни­сти­ки. В 1940, ко­гда Бу­ко­ви­ну за­ня­ли сов. вой­ска, вы­учил рус. яз., ра­бо­тал пе­ре­во­дчи­ком. По­сле ок­ку­па­ции Бу­ко­ви­ны нем. и рум. вой­ска­ми по­пал в гет­то; от­прав­лен в рум. тру­до­вой ла­герь; ро­ди­те­ли Ц. по­гиб­ли в конц­ла­ге­ре. В 1944 Ц. вер­нул­ся в ос­во­бо­ж­дён­ные от фа­ши­стов Чер­нов­цы, ра­бо­тал са­ни­та­ром в гос­пи­та­ле, про­дол­жил учё­бу в ун-те. В 1945–47 жил в Бу­ха­ре­сте; со­труд­ни­чая с изд-вом «Рус­ская кни­га», пе­ре­во­дил на рум. яз. про­из­ве­де­ния М. Ю. Лер­мон­то­ва, И. С. Тур­ге­не­ва, А. П. Че­хо­ва, К. М. Си­мо­но­ва. По­этич. де­бют – стих. «Фу­га смер­ти» («Todes­fu­ge», 1947), опуб­ли­ко­ван­ное в пе­ре­во­де на рум. яз. – «Tangoul Mortii» (букв. – «Тан­го смер­ти»), а так­же 3 сти­хо­тво­ре­ния на нем. яз. В дек. 1947 эмиг­ри­ро­вал в Ве­ну, где сбли­зил­ся с сюр­реа­ли­ста­ми – ху­дож­ни­ка­ми и по­эта­ми; зна­ком­ст­во и близ­кие от­но­ше­ния с И. Бах­ман на­шли яр­кое от­ра­же­ние в их пе­ре­пис­ке. В 1948 вы­шла пер­вая по­этич. кн. «Пе­сок из урн» («Der Sand aus den Urnen»); ле­том то­го же го­да пе­ре­ехал в Па­риж. Обу­чал­ся гер­ма­ни­сти­ке в Сор­бон­не; за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми англ., франц., итал., исп., а так­же рус. по­этов, в т. ч. О. Э. Ман­дель­шта­ма, С. А. Есе­ни­на, А. А. Бло­ка, В. Хлеб­ни­ко­ва; мно­гие из его пе­ре­во­дов ста­ли об­раз­цо­вы­ми. Боль­шой ус­пех име­ла кн. «Мак и па­мять» («Mohn und Gedächtnis», 1952) – цикл эле­гич. сти­хо­тво­ре­ний, об­ра­щён­ных к скорб­ным со­бы­ти­ям хо­ло­ко­ста; лит. сла­ву Ц. уп­ро­чил сб. «От по­ро­га к по­ро­гу» («Von Schwelle zu Schwelle», 1955). Но­вым эта­пом в твор­че­ст­ве Ц. ста­ли по­этич. сб-ки «Решёт­ка ре­чи» («Sprachgitter», 1959) и «Ни­чей­ная ро­за» («Die Niemandsrose», 1963), от­ме­чен­ные пол­ным от­ка­зом «по­эти­зи­ро­вать мир» и мно­го­слой­ной – гер­ме­ти­че­ской, «тём­ной» об­раз­но­стью, где со­бы­тия и пе­ре­жи­ва­ния лич­ной био­гра­фии по­эта свя­за­ны слож­ны­ми ас­со­циа­ция­ми с биб­лей­ским и ми­фо­ло­гич. кон­тек­стом. В сб-ках «По­во­рот ды­ха­ния» («Atemwende», 1967), «Ни­тя­ные солн­ца» («Fadensonnen», 1968), а так­же в опуб­ли­ко­ван­ных по­смерт­но – «Бре­мя све­та» («Lichtzwang», 1970) и «Пар­ти­ту­ра сне­га» («Schneepart», 1971) – плот­ность, ла­ко­низм и чув­ст­вен­но-смы­сло­вая на­гру­жен­ность по­этич. сло­ва, пред­стаю­щие как по­пыт­ка тво­рить «пес­ни по ту сто­ро­ну лю­дей» и в то же вре­мя как путь к чи­та­те­лю-со­вре­мен­ни­ку. По­след­ние го­ды стра­дал пси­хич. рас­строй­ством. По­кон­чил с со­бой.

Соч.: Gesammelte Werke. Fr./M., 2000–2003–. Bd 1–5–; Сти­хо­тво­ре­ния. Про­за. Пись­ма. М., 2013; Вре­мя серд­ца: Пе­ре­пис­ка И. Бах­ман и П. Це­ла­на. М., 2016.

Лит.: Bollack J. P. Celan: Poetik der Fremd­heit. W., 2000; П. Це­лан: Ма­те­риа­лы, ис­сле­до­ва­ния, вос­по­ми­на­ния: В 2 т. М.; Иеру­са­лим, 2004–2007; Celan-Handbuch: Leben, Werk, Wirkung. 2. Aufl. Stuttg., 2012; Fel­stiner J. P. Celan: Eine Biographie. 3. Aufl. Münch., 2014.

Вернуться к началу