ЦВЕЙГ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦВЕЙГ (Zweig) Стефан (28.11.1881, Вена – 23.2.1942, Петрополис, Бразилия), австр. писатель, переводчик. Родился в состоят. евр. семье, отец – текстильный промышленник. Дебютировал как поэт в 1897. С 1900 по 1904 изучал философию, германистику и романистику в Венском ун-те. В 1901 опубликовал поэтич. сб. «Серебряные струны» («Silberne Saiten»); выступил как переводчик лирики Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна. В 1905–12 путешествовал по Европе, Индии, Индокитаю, Америке. Успех Ц. принесли новеллы: сб. «Первые переживания. Четыре истории из страны детства» («Erstes Erlebnis. Vier Geschichten aus dem Kinderland», 1911) и в особенности изданная затем отдельно новелла «Жгучая тайна» («Brennendes Geheimnis», 1913). В начале 1-й мировой войны Ц., подобно мн. деятелям культуры, выступил в печати с патриотически-воинственными призывами, в т. ч. с открытым письмом «Моим друзьям на чужбине» («An meine Freunde im Fremdland», 1914), записался добровольцем и служил в пропагандистском Управлении воен. прессы в Вене; в 1917 под предлогом чтения лекций выехал в Швейцарию. Перейдя под влиянием Р. Роллана на пацифистские позиции, Ц. стал писать антимилитаристские статьи, опубликовал антивоенную драму «Иеремия» («Jeremias», 1917). В 1919 вернулся в Австрию, поселился в Зальцбурге. В сб-ках «новелл одной страсти» – «Амок» («Amok», 1922, рус. пер. 1923), «Смятение чувств» («Verwirrung der Gefühle», 1927, рус. пер. 1927) – и историч. новелл – «Звёздные часы человечества» («Sternstunden der Menschheit», 1927; расширенное изд. – 1943) Ц. обратился к психологич. анализу неудержимого стремления или чувства, доминирующего в его персонажах и определяющего их судьбы, победы и (чаще) поражения. Стремление к глубинному проникновению в душу героев, изображение критич. состояний их личной жизни, особенно в сфере чувственности, обнаруживает влияние З. Фрейда. Большую популярность приобрели созданные Ц. художественно-биографич. книги-эссе цикла «Строители мира» («Baumeister der Welt»), отмеченные умением воспроизвести атмосферу эпохи, дать яркое изображение жизненных и творч. поисков, создать запоминающиеся интеллектуально-психологич. портреты изображаемых личностей: «Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский» («Drei Meister: Balzac, Dickens, Dostojewski», 1920), «Борьба с безумием: Гёльдерли, Клейст, Ницше» («Der Kampf mit dem Dämon: Hölderlin, Kleist, Nietzsche», 1925), «Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой» («Drei Dichter ihres Lebens: Casanova, Stendhal, Tolstoi», 1928). В 1928 Ц. приглашён в СССР на торжества по случаю 100-летия Л. Н. Толстого, по возвращении опубликовал серию заметок «Путешествие в Россию» («Reise nach Russland», 1928). Романизированная биография «Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля» («Joseph Fouché. Bildnis eines politischen Menschen», 1929) открыла серию книг Ц., проникнутых неприятием совр. состояния мира. Кн. «Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера» («Marie Antoinette. Bildnis eines mittleren Charakters», 1932) – о жизни и смерти франц. королевы – «посредственной» личности, раздавленной жерновами политич. игры. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 поначалу не вызвал у Ц. открытого протеста. Во время событий Гражд. войны в Австрии, в февр. 1934, полиция по доносу провела обыск в доме писателя, что побудило его уехать из страны и обосноваться в Лондоне. В 1934 вышла в свет книга Ц. «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» («Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam»), которую он называл «замаскированной автобиографией». Триумф Эразма для Ц. – в его независимости, позиции «над схваткой», трагедия – в нежизнеспособности его гуманистич. идеалов. В 1940 Ц. получил брит. гражданство, но вскоре эмигрировал, поселившись в 1941 неподалеку от Рио-де-Жанейро. Здесь созданы антифашистская «Шахматная новелла» («Schachnovelle», 1941) и кн. «Вчерашний мир. Воспоминания европейца» («Die Welt von Gestern. Erinnerungen eines Europäers», 1941, опубл. в 1944), ностальгически изображающая европ. (и австрийский) мир начала века. Среди сочинений: пьесы «Терсит» («Tersites», 1907), «Дом у моря» («Das Haus am Meer», 1912); книга о Э. Верхарне (1910), сб. очерков и рецензий «Встречи с людьми, книгами, городами» («Begegnungen mit Menschen, Büchern und Städten», 1937); роман «Нетерпение сердца» («Ungeduld des Herzens», 1939). Мн. произведения Ц. экранизированы.
В состоянии депрессии Ц. и его жена покончили с собой.