Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦВЕЙГ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Белобратов

ЦВЕЙГ (Zweig) Сте­фан (28.11.1881, Ве­на – 23.2.1942, Пе­тро­по­лис, Бра­зи­лия), австр. пи­са­тель, пе­ре­во­дчик. Ро­дил­ся в со­сто­ят. евр. се­мье, отец – тек­стиль­ный про­мыш­лен­ник. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1897. С 1900 по 1904 изу­чал фи­ло­со­фию, гер­ма­ни­сти­ку и ро­ма­ни­сти­ку в Вен­ском ун-те. В 1901 опуб­ли­ко­вал по­этич. сб. «Се­реб­ря­ные стру­ны» («Sil­berne Sai­ten»); вы­сту­пил как пе­ре­во­д­чик ли­ри­ки Ш. Бод­ле­ра, П. Вер­ле­на, Э. Вер­хар­на. В 1905–12 пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, Ин­дии, Ин­до­ки­таю, Аме­ри­ке. Ус­пех Ц. при­нес­ли но­вел­лы: сб. «Пер­вые пе­ре­жи­ва­ния. Че­ты­ре ис­то­рии из стра­ны дет­ства» («Erstes Erlebnis. Vier Geschich­ten aus dem Kinderland», 1911) и в осо­бен­но­сти из­дан­ная за­тем от­дель­но но­вел­ла «Жгу­чая тай­на» («Brennendes Ge­heimnis», 1913). В на­ча­ле 1-й ми­ро­вой вой­ны Ц., по­доб­но мн. дея­те­лям куль­туры, вы­сту­пил в пе­ча­ти с пат­рио­ти­че­ски-во­ин­ст­вен­ны­ми при­зы­ва­ми, в т. ч. с от­кры­тым пись­мом «Мо­им друзь­ям на чуж­би­не» («An meine Freunde im Fremdland», 1914), за­пи­сал­ся доб­ро­воль­цем и слу­жил в про­па­ган­ди­ст­ском Управ­ле­нии во­ен. прес­сы в Ве­не; в 1917 под пред­ло­гом чте­ния лек­ций вы­ехал в Швей­ца­рию. Пе­рей­дя под влия­ни­ем Р. Рол­ла­на на па­ци­фи­ст­ские по­зи­ции, Ц. стал пи­сать ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ские ста­тьи, опуб­ли­ко­вал ан­ти­во­ен­ную дра­му «Ие­ре­мия» («Jeremias», 1917). В 1919 вер­нул­ся в Ав­ст­рию, по­се­лил­ся в Зальц­бур­ге. В сб-ках «но­велл од­ной стра­сти» – «Амок» («Amok», 1922, рус. пер. 1923), «Смя­те­ние чувств» («Verwir­rung der Gefühle», 1927, рус. пер. 1927) – и ис­то­рич. но­велл – «Звёзд­ные ча­сы че­ло­ве­че­ст­ва» («Sternstunden der Mensch­heit», 1927; рас­ши­рен­ное изд. – 1943) Ц. об­ра­тил­ся к пси­хо­ло­гич. ана­ли­зу не­удер­жимо­го стрем­ле­ния или чув­ст­ва, до­ми­ни­рую­ще­го в его пер­со­на­жах и оп­ре­де­ляю­ще­го их судь­бы, по­бе­ды и (ча­ще) по­ра­же­ния. Стрем­ле­ние к глу­бин­но­му про­ник­но­ве­нию в ду­шу ге­ро­ев, изо­бра­же­ние кри­тич. со­стоя­ний их лич­ной жиз­ни, осо­бен­но в сфе­ре чув­ст­вен­но­сти, об­на­ру­жи­ва­ет влия­ние З. Фрей­да. Боль­шую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ли соз­дан­ные Ц. ху­до­же­ст­вен­но-био­гра­фич. кни­ги-эс­се цик­ла «Строи­те­ли ми­ра» («Baumeister der Welt»), от­ме­чен­ные уме­ни­ем вос­про­из­ве­сти ат­мо­сфе­ру эпо­хи, дать яр­кое изо­бра­же­ние жиз­нен­ных и творч. по­ис­ков, соз­дать за­по­ми­наю­щие­ся ин­тел­лек­ту­аль­но-пси­хо­ло­гич. порт­ре­ты изо­бра­жае­мых лич­но­стей: «Три мас­те­ра: Баль­зак, Дик­кенс, Дос­то­ев­ский» («Drei Meister: Bal­zac, Dickens, Dostojewski», 1920), «Борь­ба с бе­зу­ми­ем: Гёль­дер­ли, Клейст, Ниц­ше» («Der Kampf mit dem Dämon: Höl­derlin, Kleist, Nietzsche», 1925), «Три пев­ца сво­ей жиз­ни: Ка­за­нова, Стен­даль, Тол­стой» («Drei Dich­ter ihres Lebens: Casanova, Stendhal, Tols­toi», 1928). В 1928 Ц. при­гла­шён в СССР на тор­же­ст­ва по слу­чаю 100-ле­тия Л. Н. Тол­сто­го, по воз­вра­ще­нии опуб­ли­ко­вал се­рию за­ме­ток «Пу­те­ше­ст­вие в Рос­сию» («Reise nach Russland», 1928). Ро­ма­ни­зи­ро­ван­ная био­гра­фия «Жо­зеф Фу­ше. Порт­рет по­ли­ти­че­ско­го дея­те­ля» («Joseph Fouché. Bildnis eines politischen Menschen», 1929) от­кры­ла се­рию книг Ц., про­ник­ну­тых не­при­яти­ем совр. со­стоя­ния ми­ра. Кн. «Ма­рия Ан­туа­нет­та. Порт­рет ор­ди­нар­но­го ха­рак­те­ра» («Marie Antoinette. Bildnis eines mittleren Charakters», 1932) – о жиз­ни и смер­ти франц. ко­ро­ле­вы – «по­сред­ст­вен­ной» лич­но­сти, раз­дав­лен­ной жер­но­ва­ми по­ли­тич. иг­ры. При­ход на­цис­тов к вла­сти в Гер­ма­нии в 1933 по­на­ча­лу не вы­звал у Ц. от­кры­то­го про­тес­та. Во вре­мя со­бы­тий Гражд. вой­ны в Ав­ст­рии, в февр. 1934, по­ли­ция по до­но­су про­ве­ла обыск в до­ме пи­са­те­ля, что по­бу­ди­ло его уе­хать из стра­ны и обос­но­вать­ся в Лон­до­не. В 1934 вы­шла в свет кни­га Ц. «Три­умф и тра­ге­дия Эраз­ма Рот­тердам­ско­го» («Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam»), ко­то­рую он на­зы­вал «за­мас­ки­ро­ван­ной ав­то­био­гра­фи­ей». Три­умф Эраз­ма для Ц. – в его не­за­ви­си­мо­сти, по­зи­ции «над схват­кой», тра­ге­дия – в не­жиз­не­спо­соб­но­сти его гу­ма­ни­стич. идеа­лов. В 1940 Ц. по­лу­чил брит. гра­ж­дан­ст­во, но вско­ре эмиг­ри­ро­вал, по­се­лив­шись в 1941 не­по­да­ле­ку от Рио-де-Жа­ней­ро. Здесь соз­да­ны ан­ти­фа­ши­ст­ская «Шах­мат­ная но­вел­ла» («Schach­novelle», 1941) и кн. «Вче­раш­ний мир. Вос­по­ми­на­ния ев­ро­пей­ца» («Die Welt von Gestern. Erin­ne­run­gen eines Euro­päers», 1941, опубл. в 1944), нос­таль­ги­че­ски изо­бра­жаю­щая ев­роп. (и ав­ст­рий­ский) мир на­ча­ла ве­ка. Сре­ди со­чи­не­ний: пье­сы «Тер­сит» («Ter­sites», 1907), «Дом у мо­ря» («Das Haus am Meer», 1912); кни­га о Э. Вер­хар­не (1910), сб. очер­ков и ре­цен­зий «Встре­чи с людь­ми, кни­га­ми, го­ро­да­ми» («Be­geg­nungen mit Menschen, Büchern und Städ­ten», 1937); ро­ман «Не­тер­пе­ние серд­ца» («Ungeduld des Herzens», 1939). Мн. про­из­ве­де­ния Ц. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны.

В со­стоя­нии де­прес­сии Ц. и его же­на по­кон­чи­ли с со­бой.

Соч.: Собр. соч.: В 12 т. Л., 1928–1932; Ge­sammelte Werke in Einzelbänden. Fr./M., 1982–1990. [Bd 1–36]; Briefe. Fr./M., 1995–2005. [Bd 1–4]; Собр. соч.: В 10 т. М., 1996–1997.

Лит.: Müller H. S. Zweig: Mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 2008; Matuschek O. S. Zweig: Drei Leben – eine Biographie. Fr./M., 2008; Жи­то­мир­ская З. В. С. Цвейг: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1976.

Вернуться к началу