Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕМНИ́ЦЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 24-25

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

ХЕМНИ́ЦЕР Иван Ива­но­вич [5(16).1.1745, Ено­та­ев­ская кре­пость в Ас­т­ра­хан­ской губ., ны­не г. Ено­та­евск – 20(31).3.1784, близ Смир­ны, Тур­ция], рус. по­эт, бас­но­пи­сец, ди­пло­мат; чл. Рос. ака­де­мии (1784). Сын вы­ход­ца из Сак­со­нии, во­ен. ле­ка­ря на рус. служ­бе. В 1755 се­мья пе­ре­еха­ла в С.-Пе­тер­бург, где Х. на­чал учё­бу при вра­чеб­ном уч-ще. В 1757 по­сту­пил сол­да­том в Но­те­бург­ский пех. полк, уча­ст­во­вал в Се­ми­лет­ней вой­не 1756–1763; по­лу­чив чин по­ру­чи­ка (1766), со­сто­ял при глав­но­ко­манд. А. М. Го­ли­цы­не. С 1770 до нач. 1781 слу­жил в Берг-кол­ле­гии: с 1774 чл. учё­но­го со­б­ра­ния при Гор­ном ка­дет­ском кор­пу­се. С сер. 1782 рос. ге­не­раль­ный кон­сул в Смир­не; как ди­пло­мат ак­тив­но за­щи­щал рос. ин­те­ре­сы.

Лит. дея­тель­ность Х. свя­за­на с круж­ком Н. А. Льво­ва и Г. Р. Дер­жа­ви­на. Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1770 как одо­пи­сец (две оды на по­бе­ды над тур­ка­ми); позд­нее пуб­ли­ко­вал толь­ко бас­ни. Два при­жиз­нен­ных сб-ка «Бас­ни и сказ­ки» вы­шли ано­ним­но в од­ной (1779) и двух (1782) час­тях. В 1799 сб-к был вы­пу­щен под име­нем Х. и в 3 час­тях (тре­тью со­ста­ви­ли не опуб­ли­ко­ван­ные ра­нее бас­ни, час­тич­но пе­ре­де­лан­ные В. В. Кап­ни­стом) и в этом ви­де мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вал­ся. По сю­же­ту боль­шин­ст­во ба­сен Х. (все­го их св. 100) ори­ги­наль­ны. В от­ли­чие от са­ти­рич. притч А.П. Су­ма­ро­ко­ва, они на­пи­са­ны «сред­ним» сти­лем, без гру­бо­го ко­миз­ма и са­ти­рич. не­го­до­ва­ния. Обыч­но в них от­сут­ст­ву­ет и по­учи­тель­ный вы­вод: они стро­ят­ся как сцен­ки и диа­ло­ги, ко­то­рые ав­тор мо­жет не ком­мен­ти­ро­вать, пре­дос­тав­ляя чи­та­те­лям де­лать вы­вод са­мо­стоя­тель­но (при­чём ино­гда он не­оче­ви­ден, что при­да­ёт бас­ням смы­сло­вую ём­кость). Х. осу­ж­да­ет дес­по­тизм и ли­це­ме­рие вла­сти­те­лей, со­ци­аль­ное не­ра­вен­ст­во, раз­до­ры и вой­ны и т. п., но не де­ла­ет из это­го по­ли­тич. вы­во­дов: при­зна­вая по­роч­ность об­ществ. уст­рой­ст­ва, он со­зна­ёт и не­воз­мож­ность ре­ши­тель­но его из­ме­нить («До­б­рый царь»). Ре­лиг. идеи Х. так­же от­ли­ча­ют­ся уме­рен­но­стью: по­ри­цая нар. суе­ве­рие и ко­ры­сто­лю­би­вых «жре­цов» («На­род и идо­лы»), он не при­ни­ма­ет ате­из­ма («Му­ха и па­ук») и вы­смеи­ва­ет от­вле­чён­ное фи­ло­соф­ст­во­ва­ние («Ме­та­фи­зи­че­ский уче­ник»). Не­рав­но­душ­ный к со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке, Х. оза­бо­чен в осн. ду­шев­ны­ми по­ро­ка­ми, по от­но­ше­нию к ко­то­рым по­роч­ность об­ще­ст­ва – толь­ко след­ст­вие; это – гор­дость, за­висть, не­дру­же­лю­бие, свое­во­лие, жад­ность, лень и т. п. К чис­лу его по­ло­жит. идеа­лов при­над­ле­жат лич­ная че­ст­ность, доб­ро­та, скром­ность и тру­до­лю­бие. Мо­раль­ная про­бле­ма­ти­ка ба­сен Х. ока­за­лась близ­ка пред­ста­ви­те­лям сен­ти­мен­та­лиз­ма, а позд­нее сде­ла­ла их вос­тре­бо­ван­ны­ми в пе­да­го­гич. прак­ти­ке. В 19 в. они ус­пеш­но кон­ку­ри­ро­ва­ли с бас­ня­ми И. А. Кры­ло­ва, на ко­то­ро­го Х. ока­зал оп­ре­де­лён­ное влия­ние.

Соч.: Сочи­не­ния и пись­ма. СПб., 1873; Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний. М.; Л., 1963.

Лит.: Ва­цу­ро В. Э. К во­про­су о фи­ло­соф­ских взгля­дах Хем­ни­це­ра // XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6; Immendörfer H. Die Geschichte der russischen Fabel im 18. Jahrhundert. Wies­baden, 1998. Bd 1–2; Ма­ра­си­но­ва Е. Н. И. И. Хем­ни­цер – пи­са­тель и ди­пло­мат // XVIII век. СПб., 2006. Сб. 24.

Вернуться к началу