Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. И. Трубников

ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Ан­д­рей Ан­д­рее­вич (12.5.1933, Мо­ск­ва – 1.6.2010, там же), русский по­эт, про­за­ик. Окон­чил Московский ар­хи­тек­тур­ный институт (1957). Юно­ше­ские сти­хотворные опы­ты В. бы­ли одоб­ре­ны Б. Л. Пас­тер­на­ком. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1958. Из­вест­ность при­нес­ла по­эма «Мас­те­ра» (1959), а так­же сборники «Мо­заи­ка», «Па­ра­бо­ла» (оба 1960), «Тре­уголь­ная гру­ша» (1962), по­эма «Оза» (1964). Ост­рая со­вре­мен­ность, но­виз­на об­раз­но­го строя (дерз­кие ме­та­фо­ры, энер­гич­ные стре­ми­тель­ные рит­мы) обу­сло­ви­ли ши­ро­кую по­пу­ляр­ность экс­пе­ри­мен­таль­ной по ду­ху по­эзии В. (его вы­сту­п­ле­ния со­би­ра­ли мно­го­ты­сяч­ные ау­ди­то­рии). В 1960–1970-е гг. вы­шли по­эмы «Лон­жю­мо» (1963), «Лёд 69» (1970), «Авось!» (1975), «Веч­ное мя­со» (1977), «Андрей По­ли­са­дов» (1979), цикл «Ме­мо­ри­ал Ми­кел­ан­дже­ло» (1975); по­этические сборники «Ахил­ле­со­во серд­це» (1966), «Взгляд» (1972), «Ду­бо­вый лист вио­лон­чель­ный» (1975), «Вит­раж­ных дел мас­тер» (1976; Гос. пр. СССР, 1978), «Со­блазн» (1978) и др. С начала 1980-х гг. в твор­че­ст­ве В. от­ра­зи­лось пред­чув­ст­вие пе­ре­мен в стра­не, в по­эзии за­мет­но уси­ли­лась пуб­ли­ци­стич­ность; В. пуб­ли­ку­ет ста­тьи о спа­се­нии при­ро­ды и куль­ту­ры, эс­се об ушед­ших и жи­вых со­вре­мен­ни­ках (сборник «Про­ра­бы ду­ха. Про­заи­че­ские и по­эти­че­ские про­из­ве­де­ния», 1984, и др.).

В. стро­ит свой ху­дожественный мир как прин­ци­пи­аль­но от­кры­тый: но­вые «не­по­эти­че­ские» сло­ва и реа­лии ур­ба­ни­стического ми­ра со­су­ще­ст­ву­ют в нём с раз­но­об­раз­ны­ми литературными ци­та­та­ми и ре­ми­нис­цен­ция­ми, клас­сические по­этические мет­ры – с современными рит­ма­ми, от­зву­ка­ми джа­за и рок-н-рол­ла. Ха­рак­тер­ная для по­эзии В. ус­та­нов­ка на фо­ни­ку про­яв­ля­ет­ся в се­ман­ти­за­ции со­зву­чий, сло­вес­ной иг­ре (ал­ли­те­ра­ции, не­ред­ко об­ра­зую­щие т. н. кор­не­вую риф­му; па­лин­дро­мы, например в на­зва­нии сборника «Ак­сио­ма са­мо­ис­ка», 1990; ана­грам­мы и др.), по­ро­ж­даю­щей ас­со­циа­тив­ный ряд. Не­ма­ло­важ­на для В. и связь зву­ка с гра­фическим об­ра­зом, тео­ре­ти­че­ски обос­но­ван­ная в ста­тье-ма­ни­фе­сте «Ар­хи­сти­хи» (1982) и во­пло­щён­ная на прак­ти­ке в т. н. изо­пах (опы­тах изо­бра­зительной по­эзии) в сборнике «Тень зву­ка» (1970) и «ви­део­мах» 1980–1990-х гг. По сти­хам В. ста­вят­ся те­ат­раль­ные спек­так­ли (в т. ч. «Ан­ти­ми­ры», 1964, «Бе­ре­ги­те ва­ши ли­ца», 1970, – в Московском те­ат­ре на Та­ган­ке). На тек­сты В. на­пи­са­ны мно­го­численные пес­ни, ро­ман­сы, музыкальные про­из­ве­де­ния круп­ной фор­мы («По­это­рия» Р. К. Щед­ри­на, 1968; рок-опе­ра «"Юно­на" и "Авось"» А. Л. Рыб­ни­ко­ва, 1981).

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 2000–2005.

Лит.: Ми­хай­лов Ал. А. Воз­не­сен­ский. Этю­ды. М., 1970; Мо­риц Ю. Два­дцать лет спус­тя: Пе­ре­чи­ты­вая А. Воз­не­сен­ско­го // Юность. 1981. № 10; Бар­лас В. Ас­со­циа­тив­ный по­иск. По­эзия А. Воз­не­сен­ско­го // Бар­лас В. Гла­за­ми по­эзии. М., 1986; Но­ви­ков Вл. От­кры­тым тек­стом: По­эзия и про­за А. Воз­не­сен­ско­го // Но­ви­ков Вл. Диа­лог. М., 1986; Dornblüth G. Poststalinizm, Postavangardizm: das Subjekt und die Welt der Objekte in der postmodernen frühen Lyrik A. Voznesenskijs. Münch., 1999.

Вернуться к началу