Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПИРИДО́Н-СА́ВВА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 79

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

СПИРИДО́Н-СА́ВВА (2-я пол. 15 – нач. 16 вв.), др.-рус. книж­ник, ки­ев­ский ми­тро­по­лит. Воз­ве­дён кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом на ки­ев­скую ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру в 1476 в ус­ло­ви­ях борь­бы за ми­тро­по­лию ме­ж­ду ли­тов. и моск. пре­тен­ден­та­ми. Польск. ко­роль Ка­зи­мир, под вла­стью ко­то­ро­го на­хо­ди­лась Лит­ва, не при­знал С.-С. и за­то­чил его в тем­ни­цу, от­ку­да тот ос­во­бо­дил­ся при не­выяс­нен­ных об­стоя­тель­ст­вах и пе­ре­брал­ся в Мо­с­ков­скую Русь. В Мо­ск­ве, где так­же не при­зна­ва­ли ми­тро­по­личь­е­го са­на C.-C., он был за­клю­чён (не ра­нее 1483) в Фе­ра­пон­тов мон. Ав­тор «Из­ло­же­ния о пра­во­слав­ной ис­тин­ной на­шей ве­ре», по­свя­щён­но­го опи­са­нию се­ми Все­лен­ских со­бо­ров и при­зван­но­го до­ка­зать при­вержен­ность С.-С. пра­во­сла­вию (на Ру­си со­мне­ния мог­ли воз­ник­нуть из-за по­став­ле­ния С.-С. в ми­тро­по­ли­ты кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом, на­хо­див­шим­ся в за­ви­си­мо­сти от му­суль­ман-ту­рок); «Жи­тия Зо­си­мы и Сав­ва­тия со­ло­вец­ких» – о под­виж­ни­ках – ос­но­ва­те­лях Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря (яв­ля­ет­ся пе­ре­ра­бот­кой пер­во­на­чаль­ной ре­дак­ции До­си­фея, ко­то­рый по­про­сил С.-С., имев­ше­го ре­пу­та­цию ис­кус­но­го книж­ни­ка, до­ра­бо­тать текст в жи­тий­ном сти­ле; во­прос о ха­рак­те­ре ре­дак­ту­ры С.-С. яв­ля­ет­ся дис­кус­си­он­ным), а так­же «По­сла­ния о Мо­но­ма­хо­вом вен­це» (до­шед­шее, по-ви­ди­мо­му, в позд­ней­шей пе­ре­ра­бот­ке, а не в из­на­чаль­ной вер­сии С.-С.) – о род­ст­ве рус. кня­зей Рю­ри­ко­ви­чей с рим. имп. Ок­та­виа­ном Ав­гу­стом и по­лу­че­нии цар­ско­го вен­ца кн. Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом от ви­зант. им­пе­ра­то­ра. Кон­цеп­ция «По­сла­ния…» сов­па­да­ет с идея­ми «Ска­за­ния о князь­ях Вла­ди­мир­ских» (16 в.); во­прос о пер­вич­но­сти и вто­рич­но­сти этих про­из­ве­де­ний окон­ча­тель­но не ре­шён.

Изд.: Ве­ли­кие Ми­неи Че­тии. М., 1912. [Вып. 16]. Тетр. 2. Ап­рель. Дни 8–21. Cтлб. 321–640; Дмит­рие­ва Р. П. Ска­за­ние о князь­ях Вла­ди­мир­ских. М.; Л., 1955. С. 159–170.

Лит.: Гольд­берг А. Л. К ис­то­рии рас­ска­за о по­том­ках Ав­гу­ста и о да­рах Мо­но­ма­ха // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1976. Т. 30; Дмит­рие­ва Р. П. О тек­сто­ло­ги­че­ской за­ви­си­мо­сти ме­ж­ду раз­ны­ми ви­да­ми рас­ска­за о по­том­ках Ав­гу­ста и о да­рах Мо­но­ма­ха // Там же; Ми­нее­ва С. В. Ру­ко­пис­ная тра­ди­ция жи­тия преп. Зо­си­мы и Сав­ва­тия Со­ло­вец­ких (XVI–XVIII вв.). М., 2001. Т. 1; Кар­пов А. Ю. Ве­ли­кий князь Вла­ди­мир Мо­но­мах. М., 2015.

Вернуться к началу