Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УИ́ЛЬЯМС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 719

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Р. Ненарокова

УИ́ЛЬЯМС (Williams) Тен­нес­си (на­ст. имя То­мас Ла­нир) (26.3.1911, Ко­лум­бус, штат Мис­си­си­пи – 25.2.1983, Нью-Йорк), амер. пи­са­тель. Из се­мьи тор­гов­ца. Учил­ся в Ун-те Мис­су­ри (1929–31). Окон­чил Ун-т Ай­о­вы (1938). Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал, жил в раз­ных го­ро­дах США. С нач. 1960-х гг. стра­дал от ал­ко­го­лиз­ма и нар­ко­за­ви­си­мо­сти; об­стоя­тель­ст­ва смер­ти не­из­вест­ны (был най­ден мёрт­вым в ком­на­те оте­ля).

На фор­ми­ро­ва­ние творч. ма­не­ры У. зна­чит. влия­ние ока­за­ли про­из­ве­де­ния А. П. Че­хо­ва, А. Стринд­бер­га, С. Крей­на, У. Фолк­не­ра. На­чал пи­сать в кон. 1920-х гг.; ран­ние дра­мы вклю­че­ны в сб-ки «27 те­ле­жек с хлоп­ком и дру­гие од­но­акт­ные пье­сы» («27 wagons full of cotton and other one-act plays», 1946) и «Аме­ри­кан­ские блю­зы» («American blues», 1948). Рас­цвет твор­че­ст­ва – 1940–50-е гг. Ши­ро­кую из­вест­ность при­нес­ла пье­са «Стек­лян­ный зве­ри­нец» («The glass menagerie», 1945, рус. пер. 1967) о тра­гич. столк­но­ве­нии меч­ты и ре­аль­но­сти. Те­ма оди­но­че­ст­ва че­ло­ве­ка, на­де­лён­но­го тон­ко чув­ст­вую­щей ду­шой, час­то фи­зи­че­ски ущерб­но­го, за­ды­хаю­ще­го­ся в при­ми­тив­ном и чёр­ст­вом ок­ру­же­нии, ко­то­рая под­ня­та в сни­скав­шей боль­шой ус­пех пье­се «Трам­вай "Же­ла­ние"» («A streetcar named Desire», 1947, Пу­лит­це­ров­ская пр., 1948; эк­ра­ни­за­ция Э. Ка­за­на, 1951; рус. пер. 1967), раз­ви­та в дра­мах «Кош­ка на рас­ка­лён­ной кры­ше» («Cat on a hot tin roof», 1955; рус. пер. 1979; эк­ра­ни­за­ция Р. Брук­са, 1958), «Ор­фей спус­ка­ет­ся в ад» («Orpheus de­scending», 1955, пост. в 1957; рус. пер. 1960), «Слад­ко­го­ло­сая пти­ца юно­сти» («Sweet bird of youth», 1959, рус. пер. 1975), «Ночь игуа­ны» («The night of the iguana», 1961, рус. пер. 1967), «Та­туи­ро­ван­ная ро­за» («The rose tattoo», 1951, эк­ра­ни­за­ция Д. Ман­на, 1955, рус. пер. 2001) и др. В кон. 1940-х гг. раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию т. н. пла­стич. те­ат­ра, пред­по­лагаю­ще­го эмо­цио­наль­ное воз­дей­ст­вие на зри­те­ля не толь­ко при по­мо­щи тек­ста пье­сы и иг­ры ак­тё­ров, но так­же му­зы­ки, ос­ве­ще­ния, де­ко­ра­ции. Про­ни­зан­ная со­стра­да­ни­ем к че­ло­ве­ку и от­ме­чен­ная тон­кой пси­хо­ло­гич. раз­ра­бот­кой ха­рак­те­ров дра­ма­тур­гия У. ока­за­ла зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие амер. лит-ры; мно­гие пье­сы эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны. Сре­ди др. со­чи­не­ний: ро­ман «Рим­ская вес­на мис­сис Сто­ун» («The roman spring of mrs. Stone», 1950), сти­хо­тво­ре­ния, рас­ска­зы, эс­се.

Соч.: Рим­ская вес­на мис­сис Сто­ун. Рас­ска­зы. Эс­се. М., 1978; Collected stories. N. Y., 1985; Же­ла­ние и чер­но­ко­жий мас­са­жист: Пье­сы и рас­ска­зы. М., 1993; Ме­муа­ры. М., 2001; Что-то смут­но, что-то яс­но. М., 2001; Пье­сы. М., 2004.

Лит.: Boxill R. T. Williams. L., 1987; Le­ve­rich L. Tom: The unknown T. Williams. N. Y., 1995; Spoto D. The kindness of strangers: The life of T. Williams. N. Y., 1997; The T. Williams encyclopedia. Westport, 2004; Lahr J. T. Williams: Mad pilgrimage of the flesh. N. Y.; L., 2014.

Вернуться к началу