Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЫНЯ́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 600

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТЫНЯ́НОВ Юрий Ни­ко­лае­вич [6(18).10.1894, Ре­жи­ца Ви­теб­ской губ., ны­не Ре­зек­не, Лат­вия – 20.12.1943, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель, ли­те­ра­ту­ро­вед, сце­на­рист, пе­ре­во­дчик. Ро­дил­ся в со­стоя­тель­ной евр. се­мье. В 1912–19 учил­ся в Пет­рогр. ун-те, где по­се­щал Пуш­кин­ский се­ми­на­рий С. А. Вен­ге­ро­ва. С 1919 пре­по­да­вал лит-ру в шко­ле, ра­бо­тал в Пет­рогр. бю­ро Ко­мин­тер­на; вы­сту­пал с чте­ни­ем лек­ций. В 1921–30 проф. Ин-та ис­то­рии ис­кусств в Ле­нин­гра­де. С 1936 в Мо­ск­ве.

Один из ве­ду­щих тео­ре­ти­ков фор­маль­ной шко­лы в отеч. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии. С 1918 вме­сте с В. Б. Шклов­ским и Б. М. Эй­хен­бау­мом при­ни­мал уча­стие в ра­бо­те ОПОЯЗа. Пер­вая кни­га – «Дос­то­ев­ский и Го­голь. (К тео­рии па­ро­дии)» (1921), за ко­то­рой по­сле­до­ва­ли «Про­бле­ма сти­хо­твор­но­го язы­ка» (1924) о се­ман­ти­ке ху­дож. ре­чи, а так­же сб. ста­тей «Ар­хаи­сты и но­ва­то­ры» (1929), где, в ча­ст­но­сти, опи­сал лит. борь­бу в рус. лит-ре пер­вой тре­ти 19 в. как про­ти­во­стоя­ние при­вер­жен­цев ста­рых норм лит. язы­ка (ар­хаи­стов) и сто­рон­ни­ков язы­ко­вой ре­фор­мы Н. М. Ка­рам­зи­на, в от­ли­чие от тра­диц. про­ти­во­пос­тав­ле­ния пред­ста­ви­те­лей клас­си­циз­ма и ро­ман­тиз­ма. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью на­уч. твор­че­ст­ва Т. ста­ло со­че­та­ние тео­ре­тич. и ис­то­ри­ко-лит. под­хо­дов. На­уч. ин­те­ре­сы Т. пре­ло­ми­лись в его ху­дож. про­из­ве­де­ни­ях: ис­то­рич. ро­ма­ны «Кюх­ля» (1925, о В. К. Кю­хель­бе­ке­ре), «Смерть Ва­зир-Мух­та­ра» (1927–28, о А. С. Гри­бое­до­ве), «Пуш­кин» (1935–43, не за­вер­шён); рас­ска­зы и по­вес­ти на ис­то­рич. сю­же­ты «Под­по­ру­чик Ки­же» (1928, эк­ра­ни­зи­ро­ван по сце­на­рию Т. в 1934); «Вос­ко­вая пер­со­на» (1931), «Ма­ло­лет­ный Ви­ту­шиш­ни­ков» (1933) и др., от­ме­чен­ные глу­бо­ким зна­ни­ем опи­сы­вае­мой эпо­хи, вы­ра­зи­тель­ным и жи­вым язы­ком с эле­мен­та­ми ис­то­рич. сти­ли­за­ции. Один из соз­да­те­лей книж­ной се­рии «Биб­лио­те­ка по­эта». За­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми по­эзии, пре­ж­де все­го – Г. Гей­не. Ав­тор лит.-кри­тич. ста­тей о рус. лит-ре нач. 20 в.

В 1926–27 воз­глав­лял сце­нар­ный от­дел «Сев­зап­ки­но» (ны­не «Лен­фильм»), в 1926 ор­га­ни­зо­вал ки­но­фа­куль­тет в ле­нингр. Ин-те ис­то­рии ис­кусств. Внёс зна­чит. вклад в прак­ти­ку и тео­рию эк­ра­ни­за­ции: ис­сле­до­вал про­бле­мы со­от­но­ше­ния ки­но и лит-ры, ки­но и те­ат­ра, ус­лов­ную при­ро­ду эк­ран­но­го по­ве­ст­во­ва­ния в свя­зи с осо­бен­но­стя­ми вос­при­ятия ки­но­зре­ли­ща, се­ман­ти­ку средств эк­ра­на и т. д. Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев филь­мов «Ши­нель» (по Н. В. Го­го­лю, 1926), «С. В. Д.» («Со­юз ве­ли­ко­го де­ла», 1927), «Ася» (по И. С. Тур­ге­не­ву, 1928).

С 1982 в Ре­зек­не про­во­дят­ся на­уч. кон­фе­рен­ции «Ты­ня­нов­ские чте­ния», по ма­те­риа­лам ко­то­рых с 1984 из­да­ют­ся «Ты­ня­нов­ские сбор­ни­ки».

Соч.: Собр. соч.: В 2 т. Л.; М., 1931; Со­чи­не­ния: В 3 т. М.; Л., 1959; Пуш­кин и его со­вре­мен­ни­ки. М., 1969; По­эти­ка. Ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры. Ки­но. М., 1977; Со­чи­не­ния: В 2 т. Л., 1985; Ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры. Кри­ти­ка. СПб., 2001; Ли­те­ра­тур­ная эво­лю­ция: Избр. тр. М., 2002.

Лит.: Бе­лин­ков А. Ю. Ты­ня­нов. 2-е изд. М., 1965; Зор­кая Н. Ты­ня­нов и ки­но // Во­про­сы ки­но­ис­кус­ст­ва. М., 1967. Вып. 10; Вос­по­ми­на­ния о Ю. Ты­ня­но­ве. Порт­ре­ты и встре­чи. М., 1983; Ты­ня­нов­ский сбор­ник. Ри­га; М., 1984–2009–. Вып. 1–13–; Ка­ве­рин В. А., Но­ви­ков В. И. Но­вое зре­ние. Кни­га о Ю. Ты­ня­но­ве. М., 1988; Шу­бин В. Ф. Ю. Ты­ня­нов: Био­биб­лио­гра­фи­че­ская хро­ни­ка (1894–1943). СПб., 1994; Weinstein M. Tynianov ou la poéti­que de la relativité. Saint-Denis, 1996; Блюм­ба­ум А. Б. Кон­ст­рук­ция мни­мо­сти: К по­эти­ке «Вос­ко­вой пер­со­ны» Ю. Ты­ня­но­ва. СПб., 2002.

Вернуться к началу