Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРУБАДУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 442-443

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г.

ТРУБАДУ́РЫ (франц. troubadours, от ок­си­тан­ско­го trobador, от trobar – на­хо­дить, изо­бре­тать), ср.-век. про­ван­саль­ские по­эты-му­зы­кан­ты, со­чи­няв­шие на ок­си­тан­ском язы­ке. Т. – пер­вые проф. по­эты в Зап. Ев­ро­пе, ко­то­рые ста­ли пи­сать не на ла­ты­ни, а на нар. язы­ке. Твор­че­ст­во Т. – яр­кий при­мер кур­ту­аз­ной ли­те­ра­ту­ры, раз­ви­ва­лось в 11–13 вв. при дво­рах про­ван­саль­ской зна­ти (пер­вым Т., по ле­ген­де, был Гиль­ом IX) под влия­ни­ем клас­сич. др.-рим. по­эзии, ср.-век. ла­тин­ской и ара­бо-ан­да­луз­ской по­эти­че­ских тра­ди­ций. Его осн. те­мы – про­слав­ле­ние Пре­крас­ной Да­мы, ры­цар­ское слу­же­ние, культ утон­чён­ной люб­ви (fin’amor). Твор­че­ст­ву Т. при­су­щи по­вы­шен­ное вни­ма­ние к по­этич. язы­ку, стрем­ле­ние к экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нию с по­этич. фор­мой (в со­хра­нив­ших­ся тек­стах пред­став­ле­но св. 900 разл. раз­ме­ров), раз­ра­бот­ка но­вых жан­ров (аль­ба, пас­ту­рель, тен­со­на и др.). В 13 в. бы­ли со­став­ле­ны жиз­не­опи­са­ния круп­ней­ших про­ван­саль­ских тру­ба­ду­ров.

Все сти­хо­тво­ре­ния Т. рас­пе­ва­лись (с собств. ак­ком­па­не­мен­том на муз. ин­ст­ру­мен­те). Нот­ных па­мят­ни­ков со­хра­ни­лось не­мно­го: по раз­ным оцен­кам, ок. 300 об­раз­цов, воз­мож­но, из-за от­но­си­тель­но не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ме­ло­дий, ко­то­ры­ми Т. поль­зо­ва­лись по прин­ци­пу кон­тра­фак­ту­ры, при­ла­жи­вая их к раз­ным сти­хам (так де­лал, напр., Бер­тран де Борн). Наи­бо­лее из­вест­ные нот­ные об­раз­цы – эс­там­пи­да «Kalenda maya» Рем­бау­та де Ва­кей­ра­са и аль­ба «Reis glo­rios» Ги­рау­та де Бор­не­ля. Со­хра­ни­лись так­же 3 пес­ни Пей­ре Кар­де­на­ля, по 4 – Мар­каб­рю­на и Джа­уф­ре Рю­де­ля, 6 – Ар­нау­та де Ма­рей­ля, 17 – Пей­ро­ля, 18 – Бер­нар­та де Вен­та­дор­на, 22 – Рай­мо­на де Ми­ра­ва­ля; 29 (наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во) – «по­след­не­го тру­ба­ду­ра» Ги­рау­та Ри­кье. Мн. пес­ни Т. на­пи­са­ны в фор­ме бар.

Твор­че­ст­во про­ван­саль­ских Т. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на зап.-ев­роп. ли­ри­ку, в т. ч. на тру­ве­ров, мин­не­зин­ге­ров, пред­ста­ви­те­лей си­ци­лий­ской по­эти­че­ской шко­лы, по­этов «доль­че стиль нуо­во», а так­же Дан­те, Ф. Пет­рар­ку и др.

Изд.: [В кн.:] По­эзия тру­ба­ду­ров. По­эзия мин­не­зин­ге­ров. По­эзия ва­ган­тов. М., 1974; Пес­ни тру­ба­ду­ров. М., 1979; The extant trou­badour melodies / Ed. H. van der Werf, G. Bond. Rochester, 1984; [В кн.:] Пре­крас­ная Да­ма: Из сред­не­ве­ко­вой ли­ри­ки. М., 1984.

Лит.: Об­ри П. Тру­ба­ду­ры и тру­ве­ры: Про­бле­мы му­зы­коз­на­ния. М., 1932; Мей­лах М. Б. Язык тру­ба­ду­ров. М., 1975; Riquer M. de. Los trovadores: Historia literaria y textos. Barcelona, 1975; Жиз­не­опи­са­ния тру­ба­ду­ров. М., 1993; Са­по­нов М. А. Ме­не­ст­ре­ли. М., 2004; Али­со­ва Т. Б., Плуж­ни­ко­ва К. Н. Ста­ро­про­ван­саль­ский язык и по­эзия тру­ба­ду­ров. М., 2011.

Вернуться к началу