Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 279

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. τόνος – тон, уда­ре­ние), сти­хо­сло­же­ние, ос­но­ван­ное на со­из­ме­ри­мо­сти строк по чис­лу уда­ре­ний, т. е. пол­но­знач­ных слов (изо­то­низм); ко­ли­че­ст­во без­удар­ных сло­гов ме­ж­ду удар­ны­ми про­из­воль­но. На­ря­ду с сил­ла­би­че­ским сти­хо­сло­же­ни­ем, яв­ля­ет­ся од­ной из про­стей­ших форм сти­хо­вой ор­га­ни­за­ции ре­чи; пре­об­ла­да­ет в го­вор­ном сти­хе раз­ных на­ро­дов. По­сколь­ку то­нич. стих труд­нее от­ли­чить от про­зы, чем сил­ла­бич. стих (ряд от­рез­ков тек­ста, еди­но­об­раз­но со­стоя­щих, напр., из че­ты­рёх слов, ско­рее мо­жет быть слу­чай­ным, чем ряд от­рез­ков, со­стоя­щих из вось­ми сло­гов), он ча­ще поль­зу­ет­ся со­зву­чия­ми для вы­де­ле­ния строк: ал­ли­те­ра­ци­ей и риф­мой. Не­риф­мо­ван­ное Т. с. стро­же со­блю­да­ет рав­но­удар­ность строк (изо­то­низм), риф­мо­ван­ное до­пус­ка­ет от не­го от­кло­не­ния. Ес­ли ко­ле­ба­ние ко­ли­че­ст­ва без­удар­ных сло­гов ме­ж­ду удар­ны­ми упо­ря­до­чи­ва­ет­ся, то воз­ни­ка­ют фор­мы, про­ме­жу­точ­ные ме­ж­ду Т. с. и сил­ла­бо-то­ни­че­ским сти­хо­сло­же­ни­ем: по­яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние мет­ра, удар­ные сло­ги вос­при­ни­ма­ют­ся как силь­ные мес­та в сти­хе, не­су­щие рит­мич. уда­ре­ние (ик­ты), а без­удар­ные – как ме­ж­ду­ик­то­вые ин­тер­ва­лы. В рус. сти­хо­ве­де­нии раз­ли­ча­ют­ся сле­дую­щие сту­пе­ни это­го пе­ре­хо­да: а) в пра­виль­ной сил­ла­бо­то­ни­ке ме­ж­ду­ик­то­вые ин­тер­ва­лы име­ют по­сто­ян­ный объ­ём (или один, или два сло­га); б) в ло­га­эдах они име­ют пе­ре­мен­ный объ­ём, но по­сто­ян­ную по­сле­до­ва­тель­ность; в) в доль­ни­ке – пе­ре­мен­ный объ­ём (один-два сло­га) и про­из­воль­ную по­сле­до­ва­тель­ность; г) в так­то­ви­ке – пе­ре­мен­ный объ­ём (один-три сло­га) и про­из­воль­ную по­сле­до­ва­тель­ность; д) в ак­цент­ном сти­хе – пе­ре­мен­ный объ­ём без вся­ких ог­ра­ни­че­ний, т. е. это уже чис­тая то­ни­ка. В за­ру­беж­ном сти­хо­ве­де­нии эта диф­фе­рен­циа­ция ме­нее раз­ра­бо­та­на, и ви­ды в), г), д) здесь час­то при­чис­ля­ют­ся к Т. с. В ев­роп. сти­хо­сло­же­нии то­ни­ка в ви­де ал­ли­те­ра­ци­он­но­го сти­ха рас­про­стра­не­на в гер­ман­ской (скан­ди­нав­ской, анг­лий­ской, не­мец­кой) по­эзии, где она пе­ре­хо­дит в нар. по­эзии в бал­лад­ный доль­ник, а в лит. по­эзии – в сил­ла­бо­то­ни­ку. В рус. по­эзии нар. стих ре­чи­та­тив­ный яв­ля­ет­ся так­то­ви­ком (воз­ник­шим из древ­ней­шей сил­ла­би­ки), а го­вор­ной – ак­цент­ным сти­хом (см. На­род­ный стих); на ос­но­ве по­след­не­го то­ни­ка гос­под­ству­ет здесь в до­сил­ла­бич. сти­хе 17 в., по­том от­тес­ня­ет­ся сил­ла­би­кой и вы­тес­ня­ет­ся сил­ла­бо­то­ни­кой, по­яв­ля­ясь лишь в отд. про­из­ве­де­ни­ях («Сказ­ка о по­пе и его ра­бот­ни­ке Бал­де» А. С. Пуш­ки­на); и лишь в 20 в. по­лу­ча­ют бы­строе рас­про­стра­не­ние доль­ник, так­то­вик и ак­цент­ный стих, так что ны­не Т. с. и сил­ла­бо­то­ни­ка в рус. сти­хе со­су­ще­ст­ву­ют.

Лит.: Шен­ге­ли Г. А. Тех­ни­ка сти­ха. М., 1960; Гас­па­ров М. Л. Очерк ис­то­рии рус­ско­го сти­ха: Ме­три­ка. Рит­ми­ка. Риф­ма. Стро­фи­ка. 2-е изд. М., 2000; он же. Очерк ис­то­рии ев­ро­пей­ско­го сти­ха. 2-е изд. М., 2003; Хол­шев­ни­ков В. Е. Ос­но­вы сти­хо­ве­де­ния. Рус­ское сти­хо­сло­же­ние. 5-е изд. М.; СПб., 2004.

Вернуться к началу