Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИМОФЕ́Й МИЛЕ́ТСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 143

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Журбина, С. Н. Лебедев

ТИМОФЕ́Й МИЛЕ́ТСКИЙ (Τιμόθεος Μιλήσιος) (ок. 446 до н. э., Ми­лет – ок. 357 до н. э., Пел­ла), др.-греч. по­эт, ки­фа­ред. Жил при дво­ре Ар­хе­лая Ма­ке­дон­ско­го. Соз­дан­ные Т. М. ди­фи­рам­бы и но­мы (ас­т­ро­фич. про­из­ве­де­ния, ис­пол­няв­шие­ся под ак­ком­па­не­мент ки­фа­ры) дош­ли фраг­мен­тар­но. В твор­че­ст­ве был скло­нен к эпич. те­ма­ти­ке, опи­са­нию эмо­цио­наль­ных стра­да­ний и бе­зу­мия. От­ры­вок о бит­ве при Са­ла­ми­не из но­ма «Пер­сы» («Πέρσαι») – один из древ­ней­ших со­хра­нив­ших­ся др.-греч. па­пи­ру­сов (4 в. до н. э., изд. в 1903). Лит. стиль Т. М. не от­ли­ча­ет­ся яс­но­стью.

В ис­то­рию му­зы­ки во­шёл как зна­ме­ни­тый ки­фа­ред и дерз­кий ре­фор­ма­тор: уве­ли­че­ние ко­ли­че­ст­ва струн на ки­фа­ре по­зво­ля­ло ему сме­ши­вать в рам­ках од­ной ком­по­зи­ции разл. ро­ды ин­тер­валь­ных си­стем, а так­же ла­ды. «Аван­гар­дизм» Т. М. за­слу­жил рез­ко не­га­тив­ную оцен­ку рев­ни­те­лей тра­ди­ции; сти­ли­стич. тен­ден­ция, ко­то­рую он пред­став­лял, в до­ку­мен­тах то­го вре­ме­ни обо­зна­че­на как «мно­го­зву­чие» (греч. πολυφωνία) и «по­ли­гар­мо­ния» (πολυαρμονία , т. е. сме­ше­ние не­сколь­ких «гар­мо­ний», ок­тав­ных ла­до­вых зву­ко­ря­дов; ны­не это не­ред­ко на­зы­ва­ют ла­до­вой пе­ре­мен­но­стью). Зна­ме­ни­тый Спар­тан­ский дек­рет про­тив Т. М. (в позд­ней­шей об­ра­бот­ке) опуб­ли­ко­вал Бо­эций.

Соч.: Poetae lyrici graeci / Ed. T. Bergk. Lipsiae, 1843; Die Perser: Aus einem Papyrus von Abusir / Hrsg. U. von Wilamowitz-Möl­len­dorff. Lpz., 1903; [В кн.:] Эл­лин­ские по­эты 8–3 вв. до н. э. М., 1999; The Fragments / Ed. J. H. Hordern. Oxf., 2002.

Лит.: Шес­та­ков Д. П. «Пер­сы» Ти­мо­фея: Вновь от­кры­тый па­мят­ник древ­не­гре­че­ской по­эзии // Уче­ные за­пис­ки Ка­зан­ско­го уни­вер­си­те­та. 1904. № 12; Лу­кин Е. В. Зла­то­ки­фар­ный во­ро­жей [О Ти­мо­фее Ми­лет­ском с пе­ре­во­дом]. СПб., 1994; Ле­бе­дев С. Н. Спар­тан­ский дек­рет про­тив Ти­мо­фея Ми­лет­ско­го в му­зы­каль­ном трак­та­те Бо­эция // Му­зы­ко­ве­де­ние. 2010. № 9.

Вернуться к началу