Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕРЕ́НЦИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 64

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Кузнецов

ТЕРЕ́НЦИЙ Пуб­лий Афр (Publius Teren­tius Afer) (ме­ж­ду 195 и 184 до н. э., Кар­фа­ген – 159 или 158), др.-рим. ко­ме­диограф. Воль­но­от­пу­щен­ник се­на­то­ра Те­рен­ция Лу­ка­на; ве­ро­ят­но, с дет­ст­ва вос­пи­ты­вал­ся в Ри­ме. Имя Афр ука­зы­ва­ет на кар­фа­ген­ское про­ис­хо­ж­де­ние, но не по­зво­ля­ет оп­ре­де­лить на­цио­наль­ность. Све­де­ния о жиз­ни Т. по­сле 160 до н. э. от­сут­ст­ву­ют; пред­по­ло­жи­тель­но он от­пра­вил­ся в Пер­гам, центр эл­ли­ни­стич. учё­но­сти, и по­гиб в пу­ти. Со­хра­ни­лись ком­мен­та­рии Элия До­на­та к про­из­ве­де­ни­ям Т., ко­то­рые вклю­ча­ют его био­гра­фию (вос­хо­дит к соч. «О по­этах» Г. Све­то­ния Транк­вил­ла); дош­ли так­же справ­ки (ди­да­ска­лии) о да­те и об­стоя­тель­ст­вах по­ста­нов­ки ко­ме­дий.

Ав­тор 6 пол­но­стью со­хра­нив­ших­ся ко­ме­дий, по­став­лен­ных в пе­ри­од с 166 по 160 до н. э.: «Ан­д­рия» (или «Де­вуш­ка с Ан­д­ро­са», «Andria»), «Свек­ровь» («Hecyra»), «Са­мо­ис­тя­за­тель» («Heau­tontimorumenos»), «Фор­ми­он» («Phor­mio»), «Ев­нух» («Eunuchus») и «Бра­тья» («Adelphoe»). Т. со­чи­нял в жан­ре пал­лиа­ты, пе­ре­во­дя и пе­ре­де­лы­вая про­из­ве­де­ния по­этов но­вой ат­ти­че­ской ко­ме­дии: Апол­ло­до­ра из Ка­ри­ста («Са­моис­тя­за­тель» и «Фор­ми­он») и Ме­нан­д­ра (ос­таль­ные тек­сты); час­то при­бе­гал к кон­та­ми­на­ции (т. е. встав­лял в ко­ме­дию-ос­но­ву сце­ны и ха­рак­те­ры из дру­гих греч. и лат. ко­ме­дий): ко­ме­дия «Бра­тья» бы­ла рас­ши­ре­на встав­ным эпи­зо­дом, взя­тым из пал­лиа­ты Плав­та «Вме­сте уми­раю­щие»; в ко­ме­дию «Ев­нух» до­бав­ле­ны ро­ли хва­ст­ли­во­го вои­на и па­ра­си­та из «Льсте­ца» Ме­нан­д­ра. Дей­ст­вие в пье­сах Т. ос­но­ва­но на сте­рео­тип­ных си­туа­ци­ях и сю­жет­ных хо­дах но­во­ат­ти­че­ской ко­ме­дии, од­на­ко в них зна­чи­тель­но мень­ше гро­те­ска и пол­но­стью ис­клю­чён от­кро­вен­ный эро­тизм. Т. зна­чи­тель­но раз­вил си­туа­ции, рас­кры­ваю­щие чув­ст­ва и мо­ти­ва­ции пер­со­на­жей, со­сре­до­то­чил­ся на ха­рак­те­рах ге­ро­ев, бла­го­да­ря че­му стал воз­мо­жен тон­кий этич. ана­лиз кон­флик­тов из обы­ден­ной жиз­ни.

В Ри­ме эпо­хи Им­пе­рии ко­ме­дии Т. ста­ли тек­ста­ми для чте­ния. Ан­тич­ные кри­ти­ки счи­та­ли Т. наи­бо­лее изящ­ным и утон­чён­ным из рим. ко­ме­дио­гра­фов, он был при­знан од­ним из осн. школь­ных ав­то­ров (впер­вые упо­ми­на­ет­ся в этом ка­че­ст­ве у Квин­ти­лиа­на). Пье­сы Т. бы­ли по­пу­ляр­ны в сред­ние ве­ка, хо­тя при­зна­ва­лось, что они про­ти­во­ре­чат хри­сти­ан­ской мо­ра­ли. С эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния изу­че­ние Т. счи­та­лось сред­ст­вом нравств. вос­пи­та­ния; ко­ме­дии це­ни­лись как об­ра­зец лат. крас­но­ре­чия.

Ста­рей­шая со­хра­нив­шая­ся ру­ко­пись про­из­ве­де­ний Т. да­ти­ру­ет­ся ок. 400; пер­вые пе­чат­ные из­да­ния Т. вы­шли в 1469–1470 в Страс­бур­ге и Ве­не­ции. Пер­вый рус. пе­ре­вод вы­пол­нен В. К. Тре­диа­ков­ским (ко­ме­дия «Ев­нух», 1752). В 1773–1774 из­дан пол­ный рус. пе­ре­вод пьес Т. (с па­рал­лель­ным лат. тек­стом).

Твор­че­ст­во Т. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на др.-рим. дра­ма­тур­гию (в т. ч. на ста­нов­ле­ние то­га­ты), а так­же по­сле­дую­щее раз­ви­тие ев­роп. те­ат­ра как на лат., так и на нац. язы­ках.

Соч.: Comoediae / Rec. R. Kauer, W. M. Lin­d­say. Oxf., 1926; Ко­ме­дии. М., 2011.

Лит.: Са­вель­е­ва Л. И. Ху­до­же­ст­вен­ный ме­тод П. Те­рен­ция Аф­ра. Ка­зань, 1960; Gold­berg S. M. Understanding Terence. Princeton, 1986; Kruschwitz P. Terenz. Hildesheim; N. Y., 2004; Karakasis E. Terence and the language of Roman comedy. Camb.; N. Y., 2005; Questa C. La metrica di Plauto e Terenzio. Urbino, 2007.

Вернуться к началу