Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́ККЕРЕЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 758

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Пиняева
У. М. Теккерей. Портрет работы Э. Десмайсона. Литография. 1855.

ТЕ́ККЕРЕЙ (Thackeray) Уиль­ям Мейк­пис (18.7.1811, Каль­кут­та, Ин­дия – 24.12.1863, Лон­дон), англ. пи­са­тель, ри­со­валь­щик-ка­ри­ка­ту­рист. Ро­дил­ся в со­сто­ят. се­мье круп­но­го ко­ло­ни­аль­но­го чи­нов­ни­ка Ост-Инд­ской ком­па­нии. Учил­ся в при­ви­ле­ги­ров. шко­лах в Анг­лии (1817–26), Три­ни­ти-кол­лед­же Кем­бридж­ско­го ун-та (1829–30). В 1830–31 изу­чал нем. яз. в Вей­ма­ре, где по­зна­ко­мил­ся с И. В. Гёте. От­ка­зав­шись от юри­дич. карь­е­ры, уе­хал в Па­риж (1832), где вёл свет­ский об­раз жиз­ни, про­иг­рав зна­чит. часть на­след­ст­ва; в 1834–35 брал уро­ки ри­со­ва­ния. Это ув­ле­че­ние от­ра­зи­лось в пер­вой кни­ге Т. – бук­ле­те «Фло­ра и Зе­фир» («Flore et Zéphyr», 1836), где 8 ка­ри­ка­тур­ных за­ри­со­вок бы­ли снаб­же­ны под­пи­ся­ми, вы­смеи­вав­ши­ми штам­пы балетно­го иск-ва. Со­труд­ни­чал в га­зе­тах ра­ди­каль­но­го на­прав­ле­ния, в са­ти­рич. жур­на­лах; вы­сту­пал с лек­ция­ми, ана­ли­зи­руя твор­че­ст­во Дж. Свиф­та, Г. Фил­дин­га, Т. Смол­лет­та, Л. Стер­на и др. В 1859–1862 ре­дак­тор ж. «Corn­hill Magazine».

Сре­ди ран­них про­из­ве­де­ний Т. – сти­хотв. па­ро­дии в сту­денч. жур­на­лах, а так­же ко­мич. по­вес­ти «За­пис­ки Жел­то­п­лю­ша» («The Yellow­plush correspondence», 1837–38, рус. пер. 1854, в рус. пер. 1860 – «За­пис­ки ла­кея»), «Уди­ви­тель­ные при­клю­че­ния май­о­ра Га­ха­га­на» («Tremen­dous adventures of major Gahagan», 1839, в рус. пер. 1854 – «Жизнь и при­клю­че­ния май­о­ра Га­га­га­на»), «Ис­то­рия Сэ­мю­эля Тит­мар­ша и за­ме­ча­тель­но­го брил­ли­ан­та Хог­гар­ти» («The history of Samuel Tit­marsh and the great Hoggarty diamond», 1841, рус. пер. 1974) и др., от­ме­чен­ные буф­фо­на­дой и бур­ле­ском, ко­то­рые вы­смеи­ва­ют ро­ман­тич. идеа­лизм и со­дер­жат ост­ро­ум­ную па­ро­дию на при­клю­ченч. ро­ма­ны Э. Бул­вер-Лит­то­на, Б. Диз­ра­эли и др. По­вес­ти «Кэт­рин» («Cathe­ri­ne», 1839–40, рус. пер. 1974), «В бла­го­род­ном се­мей­ст­ве» («A shabby genteel story», 1840, рус. пер. 1974) и «Жё­ны сво­их му­жей» («Men’s wives», 1852, в рус. пер. 1895 – «За­муж­ние да­мы: из ме­муа­ров Д. Фиц-Буд­ля») – са­ти­ра на уго­лов­ный ро­ман и «ро­ман се­реб­ря­ной вил­ки» (о жиз­ни ари­сто­кра­тов). Ка­но­ны се­мейной хро­ни­ки и плу­тов­ско­го ро­ма­на обы­гра­ны в ро­ма­не «Карь­е­ра Бар­ри Лин­до­на» («The luck of Barry Lindon», 1844, в рус. пер. 1857 – «За­пис­ки Бар­ри Лин­до­на, эс­к­вай­ра»; в рус. пер. 1895 – «Ме­муа­ры Бар­ри Лин­до­на, эс­к­вай­ра»; эк­ра­ни­за­ция С. Куб­ри­ка, 1975).

Ши­ро­кую из­вест­ность Т. при­нёс сбор­ник са­ти­рич. эс­се «Кни­га сно­бов» («The book of snobs», 1848, в рус. пер. 1859 – «Кни­га ми­шу­ры»), со­дер­жа­щий кри­ти­ку сно­биз­ма, свя­зан­но­го с ли­це­ме­ри­ем, ко­ры­стью, спе­сью и др. ти­пич­ны­ми по­ро­ка­ми пре­ус­пе­ваю­щей по­сред­ст­вен­но­сти. Вер­ши­на твор­че­ст­ва Т. – ро­ман «Яр­мар­ка тще­сла­вия» («Va­nity fair», 1847–48, в рус. пер. 1853 – «Ба­зар жи­тей­ской суе­ты», в рус. пер. 1902 – «Яр­мар­ка жи­тей­ской суе­ты»; эк­ра­ни­за­ции – 1998, 2004), ра­зо­бла­чаю­щий про­даж­ность и па­ра­зи­тизм англ. ти­ту­ло­ван­ной и мел­ко­бур­жу­аз­ной зна­ти. Ро­ман от­ме­чен точ­но­стью ис­то­ри­ко-бы­то­вых опи­са­ний и сме­лым жан­ро­вым экс­пе­римен­том. Со­ци­аль­но-кри­тич. на­прав­лен­ность и экс­пе­ри­мен­таль­ность фор­мы при­су­щи так­же ро­ма­нам «Ис­то­рия Пен­ден­ни­са» («The history of Pen­dennis», 1848–50, рус. пер. 1851) и «Нью­ко­мы» («The Newcomes», 1853–55, рус. пер. 1978). Ав­тор ис­то­рич. ро­ма­нов «Ис­то­рия Ген­ри Эс­мон­да» («The history of Henry Esmond», 1852, рус. пер. 1895), «Вир­гин­цы» («The Vir­ginians», 1857–58, рус. пер. 1858); рас­ска­зов, эс­се. Про­за Т. ока­за­ла зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие зап. лит-ры 20 в. (в т. ч. на твор­че­ст­во Л. Ара­го­на, У. Фолк­не­ра, Дж. Фа­ул­за).

Соч.: The works. N. Y.; L., 1910–1911. Vol. 1–26; Собр. соч.: В 12 т. М., 1974–1980.

Лит.: Вах­ру­шев В. С. Твор­че­ст­во Тек­ке­рея. Са­ра­тов, 1984; Фор­стер М. За­пис­ки вик­то­ри­ан­ско­го джентль­ме­на: У. М. Тек­ке­рей. М., 1985; Peters C. Thackeray’s universe: Shifting worlds of ima­gination and reality. L.; Boston, 1987; Shil­ling­s­burg P. L. W. M. Thackeray: A li­te­rary life. Basingstoke; N. Y., 2001; Harden E. F. W. M. Thackeray chro­nology. N. Y., 2003; Aplin J. The inheri­tance of genius: A Thacke­ray family biography: 1798–1875. Camb., 2010; idem. Memory and legacy: A Thackeray family biography: 1876–1919. Camb., 2011.

Вернуться к началу