Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́ССО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 684

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Андреев
Э. Делакруа. «Т. Тассо в госпитале Святой Анны в Ферраре». Масло, холст. 1839. Частная коллекция.

ТА́ССО (Tasso) Тор­ква­то (11.3.1544, Сор­рен­то – 25.4.1595, Рим), итал. по­эт. Сын по­эта Бер­нар­до Тас­со. Обу­чал­ся в Па­ду­ан­ском и Бо­лон­ском ун-тах (1560–1565); с 1565 слу­жил в Фер­ра­ре, сна­ча­ла у кар­ди­на­ла Л. д’Эсте, за­тем у гер­цо­га Аль­фон­со II. К фер­рар­ско­му пе­рио­ду от­но­сят­ся пер­вые про­яв­ле­ния ду­шев­ной бо­лез­ни Т. (ма­ния пре­сле­до­ва­ния). В 1579–86 на­хо­дил­ся в ле­чеб­ни­це при мон. Св. Ан­ны. По­след­нее де­ся­ти­ле­тие жиз­ни про­вёл пре­им. в Не­апо­ле и Ри­ме. В но­яб. 1594 прие­хал в Рим из Не­апо­ля, при­вле­чён­ный обе­ща­ни­ем па­пы поч­тить его по­этич. ко­ро­на­ци­ей, но, так и не до­ж­дав­шись её, умер в мон. Св. Онуф­рия на Яни­ку­ле.

Т. – са­мый яр­кий пред­ста­ви­тель итал. лит-ры Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Об­шир­ный кор­пус его лит. на­сле­дия со­став­ля­ют ли­рич. сти­хо­тво­ре­ния (все­го 1708). Те­ма­тич. и пред­мет­ный мир ли­ри­ки ог­ра­ни­чен при­двор­ной жиз­нью и ака­де­ми­ей; тон ли­ри­ки ров­ный, кон­тра­сты сни­ма­ют­ся му­зы­каль­но­стью сти­ха, ко­то­рой Т. це­ле­на­прав­лен­но до­би­вал­ся. В боль­шей сте­пе­ни он стре­мит­ся к ост­ро­умию, не­же­ли к фи­лос. глу­би­не; тра­диц. ме­та­фо­ры раз­вёр­ну­ты в изящ­ные кар­ти­ны, ри­сую­щие идеа­ли­зи­ро­ван­ный об­раз при­двор­но­го об­ще­ст­ва. С ли­ри­кой свя­за­на пас­то­раль­ная дра­ма «Амин­та» («Amin­ta», 1573, изд. в 1581), от­ме­чен­ная силь­ным идеа­ли­зи­рую­щим па­фо­сом, при­даю­щим пас­то­раль­но­му ми­ру чер­ты вне­вре­мен­ной уто­пии и че­рез сис­те­му ал­лю­зий со­от­но­сящим его с ак­ту­аль­ной со­вре­мен­но­стью.

Наи­бо­лее зна­чит. раз­дел твор­че­ст­ва Т. пред­став­лен эпич. по­эзи­ей: ры­цар­ским ро­ма­ном «Ри­наль­до» («Il Rinaldo», 1562), а так­же его луч­шим про­из­ве­де­ни­ем – ге­ро­ич. по­эмой «Ос­во­бо­ж­дён­ный Ие­ру­са­лим» («Gerusalemme libera­ta», за­кон­че­на в 1575, изд. в 1581, пер­вый пол­ный рус. пер. в про­зе был вы­пол­нен в 1772 М. И. По­по­вым с франц. яз.), по­свя­щён­ной куль­ми­на­ци­он­но­му со­бы­тию 1-го кре­сто­во­го по­хо­да – оса­де и взя­тию Ие­ру­са­ли­ма. Т. сле­ду­ет мо­де­ли «Илиа­ды», ко­то­рая пред­став­ля­лась ему иде­аль­ным об­раз­цом эпо­са; у гл. ге­ро­ев его по­эмы, Ри­наль­до и Тан­кре­да, слож­ная сю­жет­ная судь­ба и на­пря­жён­ный ду­шев­ный мир. Лю­бовь (Тан­кре­да – к де­ве-во­и­тель­ни­це Кло­рин­де, Ри­наль­до – к фее Ар­ми­де) пре­пят­ст­ву­ет им в ис­пол­не­нии их эпич. дол­га и вво­дит в си­туа­ции, от­ме­чен­ные яв­ной бли­зо­стью к ры­цар­ско­му ро­ма­ну. Все ге­рои по­эмы про­хо­дят че­рез со­мне­ния, па­де­ния, про­зре­ния; для мно­гих на­ме­че­на пер­спек­ти­ва даль­ней­ше­го пу­ти. По­эма, с при­су­щи­ми ей со­че­та­ни­ем про­ти­во­по­лож­ных то­чек зре­ния, двой­ст­вен­но­стью сти­ля и идей­но­го со­дер­жа­ния, ста­ла яр­ким при­ме­ром лит-ры мань­е­риз­ма. Ра­бо­та над по­эмой не за­вер­ши­лась с её из­да­ни­ем: под влия­ни­ем кри­ти­ки, ука­зы­вав­шей на лин­гвис­тич. не­пра­виль­но­сти и не­до­пус­ти­мый от­ход от клас­сич. об­раз­цов, Т. при­сту­пил к ра­ди­каль­ной пе­ре­дел­ке, изы­мая мно­гие ро­ма­нич. эпи­зо­ды. В 1593 по­эма вы­шла в свет под назв. «За­воё­ван­ный Ие­ру­са­лим» («Ge­ru­sa­lemme conquistata»); уст­ра­не­ние смы­сло­вой не­од­но­знач­но­сти на­нес­ло про­изве­де­нию не­по­пра­ви­мый ху­дож. урон. В позд­ней по­эме «Семь дней со­тво­ре­ния ми­ра» («Le sette giornate del mondo creato», 1594, изд. в 1608) до­ми­ни­ру­ет ре­лиг. ди­дак­ти­ка. К это­му же вре­ме­ни от­но­сят­ся «Рас­су­ж­де­ния о ге­рои­че­ской по­эме» («Discorsi del poema eroico», 1594) – пе­ре­дел­ка юно­ше­ско­го по­это­ло­гич. со­чи­не­ния Т. Во­про­сы эс­те­ти­ки за­тро­ну­ты и в 28 диа­ло­гах Т., по­свя­щён­ных фи­лос.-ака­де­мич. и свет­ской про­бле­ма­ти­ке.

Бо­га­тая раз­но­об­раз­ны­ми пе­ри­пе­тия­ми жизнь Т. лег­ла в ос­но­ву мно­го­числ. лит. про­из­ве­де­ний, в т. ч. дра­мы И. В. Гё­те «Тор­ква­то Тас­со» (1790), по­эмы Дж. Бай­ро­на «Жа­ло­ба Тас­со» (1817), а так­же «дра­ма­ти­че­ской фан­та­зии» Н. В. Ку­коль­ни­ка «Тор­ква­то Тас­со» (1833).

Соч.: Le Rime. Bologna, 1898–1902. Vol. 1–4; Амин­та. М.; Л., 1937; Il mondo creato. Firenze, 1951; Dialoghi. Firenze, 1958. Vol. 1–3; Geru­salemme liberata. Mil., 1982; Ос­во­бо­ж­ден­ный Ие­ру­са­лим. СПб., 2007.

Лит.: Solerti A. Vita di T. Tasso. Torino; Ro­ma, 1895. Vol. 1–3; Petrocchi G. I fantasmi di Tancredi. Caltanissetta; Roma, 1972; Varese C. T. Tasso: Epos, parola, scena. Messina; Firenze, 1976; Го­ро­хо­ва Р. М. Об­раз Тас­со в рус­ской ро­ман­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ре // От ро­ман­тиз­ма к реа­лиз­му. Из ис­то­рии ме­ж­ду­на­род­ных свя­зей рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1977; Zatti S. L’uniforme cristiano e il multiforme pagano. Mil., 1983; Gunsberg M. The epic rhetoric of Tasso: Theory and practice. Oxf., 1998; Della Terza D., Sabbatino P., Scognamiglio G. Nel mondo mutabile e leggiero: T. Tasso e la cul­tu­ra del suo tempo. Napoli, 2003; Ан­д­ре­ев М. Л. Ли­те­ра­ту­ра Ита­лии. Те­мы и пер­со­на­жи. М., 2008.

Вернуться к началу