Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАНИДЗА́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 653

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Родин

ТАНИДЗА́КИ Дзюнъ­и­ти­ро (24.7.1886, То­кио – 30.7.1965, Юга­ва­ра, пре­фек­ту­ра Ка­на­га­ва), япон. пи­са­тель. Из се­мьи ком­мер­сан­та. Учил­ся в То­кий­ском ун-те (1908–11; не окон­чил). Уче­ник и по­сле­до­ва­тель На­гаи Ка­фу. Ис­пы­тал силь­ное влия­ние зап. лит-ры де­ка­дан­са и сим­во­лиз­ма. Один из яр­ких сто­рон­ни­ков нео­ро­ман­тиз­ма, Т. вы­сту­пал про­тив на­тура­лиз­ма в иск-ве. Де­бю­ти­ро­вал как дра­ма­тург в 1909. Для про­ни­зан­но­го эс­те­тиз­мом твор­че­ст­ва Т. ха­рак­тер­ны сти­ли­стич. изя­ще­ст­во, от­кро­вен­ность опи­са­ний, изо­щрён­ный эро­тизм, гро­теск, по­вы­шен­ное вни­ма­ние к тём­ным сто­ро­нам че­ло­ве­че­ской на­ту­ры: по­вес­ти и ро­ма­ны «Та­туи­ров­ка» (1910, рус. пер. 1975), «Дья­вол», «Го­ря­чий суп» (оба 1912), «Лю­бовь глуп­ца» (1925, рус. пер. 1929), «Сва­сти­ка» (1928), «Ключ» (1956, рус. пер. 2005), «Днев­ник бе­зум­но­го ста­ри­ка» (1962, рус. пер. 2006) и др. С кон. 1920-х гг. в про­зе Т. уси­ли­лось вни­ма­ние к япон. ис­то­рии и куль­ту­ре, тра­диц. цен­но­стям и сти­лю жиз­ни: эс­се «По­хва­ла те­ни» (1933), по­вес­ти и ро­ма­ны «Чер­вяк, гло­жу­щий по­лынь» (1928), «Рас­сказ сле­по­го» (1931, рус. пер. 1986), «Сбор тро­ст­ни­ка» (1932), «Мел­кий снег» (1948, рус. пер. 1986; в рус. пер. 2003 – «Снеж­ный пей­заж») и др. По­лу­чил из­вест­ность как пе­ре­во­д­чик на совр. япон. язык клас­сич. ро­ма­на Му­ра­са­ки Си­ки­бу «Гэнд­зи-мо­но­га­та­ри». Не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния Т. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны.

Соч.: [Со­чи­не­ния]: В 28 т. То­кио, 1969–1970 (на япон. яз.); Мать Си­гэ­мо­то: По­вес­ти, рас­ска­зы, эс­се. М., 1984; Из­бран­ные про­из­ве­де­ния: В 2 т. М., 1986.

Лит.: Kenneth I. K. Visions of desire: Tanizaki’s fictional worlds. Stanford, 1991; A Tanizaki feast. Ann Arbor, 1998; Че­го­дарь Н. И. Ли­те­ра­тур­ная жизнь Япо­нии ме­ж­ду дву­мя ми­ро­вы­ми вой­на­ми. М., 2004; Long M. This perversion called love: Reading Tanizaki, feminist theory, and Freud. Stanford, 2009; Tanizaki in Western languages: A bibliography of translations and studies. Ann Arbor, 2000.

Вернуться к началу