Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАМИ́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 630-631

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский

ТАМИ́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на та­миль­ском язы­ке, од­на из ли­те­ра­тур Ин­дии. Ран­няя по­эзия (1-я пол. 1-го тыс. н. э.), т. н. по­эзия сан­ги (по на­зва­нию ми­фич. ака­де­мии в Ма­ду­рае), пред­став­ле­на дву­мя со­б­ра­ния­ми: «Во­семь сбор­ни­ков» и «Де­сять пе­сен», язык и по­эти­ка ко­то­рых опи­са­ны в трак­та­те «Толь­кап­пи­ям» [5 в.(?)]. Влия­ние сан­ск­рит­ской ли­те­ра­ту­ры ощу­ти­мо в «По­вес­ти о брас­ле­те» ца­ре­ви­ча Илан­го [5–6 вв.(?)], пред­при­няв­ше­го по­пыт­ку соз­дать по­эму на ме­ст­ный сю­жет в жан­ре ма­ха­ка­вья. Сти­ли­сти­че­ски к ней близ­ка по­эма «Ма­ни­ме­ха­лей» Сат­та­на­ра, по­ве­ст­вую­щая о при­клю­че­ни­ях мо­ло­дой буд­дий­ской мо­на­хи­ни. Буд­ди­сты и джай­ны про­па­ган­ди­ро­ва­ли свои уче­ния, ис­поль­зуя разл. жан­ры, вклю­чая трак­та­ты по лин­гвис­ти­ке и по­эти­ке. Ус­пе­хом поль­зо­ва­лись сб-ки ди­дак­тич. афо­риз­мов, в т. ч. «Ти­рук­ку­рал» ми­фич. ав­то­ра Ти­ру­вал­лу­ва­ра [6–7 вв.(?)], в ко­то­ром этич. на­став­ле­ния пред­став­ле­ны в фор­ме вир­ту­оз­ных дву­сти­ший (ку­ра­лов).

В сер. 1-го тыс. ук­ре­пил­ся ин­ду­изм, по­ро­див­ший ши­ва­ит­ское и виш­ну­ит­ское (см. Ши­ва­изм, Виш­ну­изм) на­прав­ле­ния по­эзии бхак­ти. Осн. по­этич. жан­ром стал ре­лиг. гимн (па­ди­гам). Ши­ваит­ский ка­но­нич. свод тек­стов «Свя­щен­ный по­ря­док» (6–12 вв.) со­сто­ит из 12 сб-ков, вклю­чаю­щих по­эзию Ап­па­ра (7 в.), Сам­бан­да­ра (7 в.) и Сун­да­ра­ра (7–8 вв.); сб. «Свя­щен­ные ман­тры» Ти­ру­му­ла­ра (7 в.), от­ра­зив­ший опыт йо­ги; по­этич. цикл «Свя­щен­ная речь» Ма­ник­ка­ва­са­га­ра (9 в.) и др.; свод за­вер­ша­ет­ся «Боль­шой пу­ра­ной» Сек­ки­ла­ра (12 в.) – жиз­не­опи­са­ни­ем 63 ши­ва­ит­ских свя­тых (на­яна­ров), соз­дан­ным в от­вет на джайн­скую по­эму «Са­мо­цвет [жиз­ни] Джи­ва­ки» Ти­рут­так­ка­де­ва­ра (10 в.). Ав­то­ра­ми виш­ну­ит­ско­го ка­но­нич. сво­да «Че­ты­ре ты­ся­чи бо­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний» (6–11 вв.) ста­ли 12 аль­ва­ров, в т. ч. Пе­ри­яль­вар (9 в.), Ти­ру­ман­гай­аль­вар (9 в.), Нам­маль­вар (кон. 9 – нач. 10 вв.), а так­же криш­на­ит­ка Ан­даль, твор­че­ст­во ко­то­рой (по­эмы «Свя­щен­ный идол», «Речь лю­бя­щей») ста­ло об­раз­цом ре­ли­ги­оз­но-лю­бов­ной ли­ри­ки. К виш­ну­ит­ско­му ка­но­ну при­мы­ка­ет один из ше­дев­ров Т. л. – по­эма «Во­пло­ще­ние Ра­мы» Кам­ба­на [9–11 вв.(?)]. Пе­ре­ло­же­ние «Ма­хаб­ха­ра­ты» при­над­ле­жит виш­нуи­ту Вил­лип­пут­ту­ра­ру (14 в.). Раз­ви­тие по­лу­чил жанр пу­ра­ны (пре­им. пе­ре­ло­же­ния с сан­ск­ри­та или по­ве­ст­вую­щие о ме­ст­ных хра­мах).

В 10–15 вв. сло­жи­лась по­этич. шко­ла 18 сидд­хов – муд­ре­цов-ан­ти­дог­ма­ти­ков, об­ла­да­те­лей тай­ных зна­ний. Ре­лиг. те­ма при­сут­ст­ву­ет в при­двор­ной по­эзии: Джа­ян­гон­дар в во­ен. по­эме «Па­ра­ни о по­хо­де на Ка­лин­гу» (11–12 вв.) про­сла­вил ца­ря Чо­лов (см. Чо­ла), От­так­кут­тан соз­дал три по­эмы о цар­ских вы­ез­дах (ула), Пу­ха­жен­ди (12–13 вв.) – по­эму о На­ле на сю­жет из «Ма­хаб­ха­ра­ты». В 15 в. по­лу­чил из­вест­ность Ка­ла­ме­хам, мас­тер ост­ро­ум­ных сти­хов ма­лой фор­мы. На­ря­ду с на­рас­та­ни­ем ин­те­ре­са к фор­маль­ным изы­скам, под влия­ни­ем фольк­ло­ра раз­ви­ва­лись жан­ры бал­ла­ды, ре­лиг. пес­но­пе­ния (кир­тта­ны), пе­сен­но-тан­це­валь­ной дра­мы. Позд­няя ре­лиг. по­эзия пред­став­ле­на име­на­ми Ару­на­ги­ри­на­да­ра (15 в.), Таю­ма­на­ва­ра (17 в.), Ра­ма­лин­га Сва­ми и Ми­нак­ши­сун­да­ра­ма Пил­лая (оба – 19 в.).

Важ­ным фак­то­ром раз­ви­тия Т. л. в 19 в. ста­ли англ. лит-ра и жур­на­ли­сти­ка; офор­ми­лись но­вые жан­ры; рас­про­стра­ни­лись идеи Про­све­ще­ния. Круп­ней­ший по­эт кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. – Суб­ра­ма­нья Ба­ра­ди; про­сла­вил­ся и его по­сле­до­ва­тель Ба­ра­ди­да­сан. Ро­до­на­чаль­ни­ком ро­ма­на стал Ве­да­ная­гам Пиллай («Жизнь Пра­та­бы Му­да­лия­ра», 1876), опыт ко­то­ро­го был про­дол­жен Рад­жам Айе­ром («Ро­ко­вой слух, или Ис­то­рия Ка­ма­лам­баль», 1893–96) и А. Ма­давия («Ис­то­рия Пад­мава­ти», 1898–1900). Ста­нов­ле­ние реа­лиз­ма свя­за­но с ж. «Ма­ник­ко­ди» во гла­ве с но­вел­ли­стом Пу­ду­мей­пит­та­ном; жанр рас­ска­за раз­ви­вал­ся в твор­че­ст­ве Н. Пич­ча­мур­ти, Б. С. Ра­майя, К. П. Рад­жа­го­па­ла­на, В. Ра­ма­са­ми, Г. Ажа­хи­ри­са­ми, К. В. Джа­ган­на­да­на и др. По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись ис­то­рич. ро­ма­ны Каль­ки («Меч­ты ца­ря», 1943, и др.), а так­же ро­ман «Шум волн» (1948–53), от­ра­зив­ший влия­ние ган­диз­ма. Про­бле­мы совр. об­ще­ст­ва на­шли от­ра­же­ние в про­зе Джея­кан­та­на, И. Парт­та­са­ра­ди, Н. Пад­ма­на­ба­на, Ашо­ка­мит­ра­на и др.

Изд.: Ти­ру­ку­рал. М., 1963; Каль­ки. Шум волн. М., 1964; По­весть о брас­ле­те. М., 1966; Свет в хра­ме. Но­вел­лы та­миль­ских пи­са­те­лей. М., 1971; Джея­кан­тан. Пас­са­жир днев­но­го экс­прес­са. М., 1977; Сти­хи на паль­мо­вых ли­сть­ях. Клас­си­че­ская та­миль­ская ли­ри­ка. М., 1979; В краю бе­лых ли­лий. Древ­не­та­миль­ская по­эзия. М., 1986.

Лит.: Пя­ти­гор­ский А. М. Ма­те­риа­лы по ис­то­рии ин­дий­ской фи­ло­со­фии. Ма­те­риа­лизм ло­кайя­ты, ин­дуи­ст­ская сис­те­ма шай­ва-бхак­ти и дру­гие фи­ло­соф­ские и ре­ли­ги­оз­ные сис­те­мы в сред­не­ве­ко­вых та­миль­ских ис­точ­ни­ках. М., 1962; Бы­чи­хи­на Л. В., Ду­бян­ский А. М. Та­миль­ская ли­те­ра­ту­ра. Крат­кий очерк. М., 1987; Бы­чи­хи­на Л. В. Пу­ду­мей­пит­тан. М., 1993.

Вернуться к началу