Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУХОВО́-КОБЫ́ЛИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

СУХОВО́-КОБЫ́ЛИН Алек­сандр Ва­силь­е­вич [17(29).9.1817, Мо­ск­ва или По­доль­ский у. Моск. губ. – 11(24).3.1903, Бо­льё, Фран­ция], рус. дра­ма­тург. Брат Е. Тур. При­над­ле­жал к од­но­му из ста­рей­ших и бо­га­тей­ших рус. дво­рян­ских ро­дов. В 1834–1838 учил­ся в имп. Моск. ун-те; был дру­жен с Н. П. Ога­рё­вым, А. И. Гер­це­ном, К. С. Ак­са­ко­вым. По окон­чании ун-та пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, слу­шал лек­ции в Гей­дель­берг­ском и Бер­лин­ском ун-тах. В 1843, вер­нув­шись в Рос­сию, по­сту­пил на гос. служ­бу в кан­це­ля­рию моск. гражд. гу­бер­на­то­ра; в 1850 вы­шел в от­став­ку в чи­не ти­ту­ляр­но­го со­вет­ни­ка. Был за­по­доз­рен в убий­ст­ве сво­ей со­дер­жан­ки фран­цу­жен­ки Луи­зы Си­мон-Де­манш [7(19).11.1850], аре­сто­ван, но вско­ре ос­во­бо­ж­дён. В сент. 1851 оп­рав­дан су­дом, при­знав­шим ви­нов­ны­ми в убий­ст­ве кре­по­ст­ных С.-К., од­на­ко в 1853 де­ло бы­ло вновь во­зоб­нов­ле­но; в мае – ок­тяб­ре 1854 С.-К. вто­рич­но на­хо­дил­ся под аре­стом. Год спус­тя Моск. над­вор­ный суд вновь оп­рав­дал С.-К., од­на­ко Се­нат два­ж­ды (в 1855 и 1856) вы­нес ре­ше­ние ос­та­вить С.-К. под по­доз­ре­ни­ем. Де­ло бы­ло окон­ча­тель­но за­кры­то толь­ко в 1857 ре­ше­ни­ем Гос. со­ве­та, оп­рав­дав­ше­го и С.-К., и его кре­по­ст­ных лю­дей. При­ча­ст­ность С.-К. к пре­сту­п­ле­нию ос­та­ёт­ся пред­ме­том спо­ров ме­ж­ду его био­гра­фа­ми, но вер­сия о его не­ви­нов­но­сти пред­став­ля­ет­ся пред­поч­ти­тель­ной.

Мно­го­лет­нее след­ст­вие, на­нёс­шее тя­же­лей­ший удар по ре­пу­та­ции, и на­глое вы­мо­га­тель­ст­во со сто­ро­ны су­дей­ских чи­нов­ни­ков во мно­гом обу­сло­ви­ли стой­кую не­на­висть С.-К. к бю­ро­кра­тич. сис­те­ме в Рос­сии. Она про­ни­зы­ва­ет его дра­ма­тич. три­ло­гию: ко­ме­дия «Свадь­ба Кре­чин­ско­го» (1852–54, пост. в 1855, опубл. в 1856), дра­ма «Де­ло» (1-я ред., 1856–1861, опубл. за гра­ни­цей в 1861, в Рос­сии в но­вой ре­дак­ции в 1869; пост. с боль­ши­ми цен­зур­ны­ми ку­пю­ра­ми под назв. «От­жи­тое вре­мя» в 1882) и «ко­ме­дия-шут­ка» «Смерть Та­рел­ки­на» (1857–1869, опубл. в 1869; пост. с цен­зур­ны­ми ку­пю­ра­ми и ис­ка­же­ния­ми под назв. «Рас­плю­ев­ские ве­сё­лые дни» в 1900), где чи­нов­ни­че­ст­во пред­ста­ёт как гл. зло Рос­сии, во­пло­ще­ние алч­но­сти, без­ду­шия и все­доз­во­лен­но­сти. В отд. из­да­нии 1869 три­ло­гия име­ет об­щее назв. «Кар­ти­ны про­шед­ше­го»; пер­вые две пье­сы со­еди­не­ны пре­ем­ст­вен­но­стью фа­бу­лы и об­раз­ами не­сколь­ких пер­со­на­жей, из вто­рой в тре­тью пе­ре­хо­дят об­ра­зы двух дей­ст­вую­щих лиц. Гро­те­ск­но-са­ти­рич. изо­бра­же­ние чи­нов­ни­че­ст­ва во вто­рой и треть­ей пье­сах С.-К. яви­лось при­чи­ной их труд­ной сце­нич. и из­да­тель­ской судь­бы.

В дра­ма­тур­гии С.-К. про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние рус. са­ти­рич. ко­ме­дии («Ябе­да» В. В. Кап­ни­ста, «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля и др.); по ха­рак­те­ру гро­те­ска С.-К. бли­же все­го к М. Е. Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну, од­на­ко со­че­та­ние дра­ма­тич., тра­гич. и ко­ми­че­ско­го (са­ти­ра и фарс) де­ла­ет пье­сы С.-К. аб­со­лют­но ори­ги­наль­ным яв­ле­ни­ем в отеч. дра­ма­тур­гии. Имя ци­ни­ка и прой­до­хи Рас­плюе­ва – ге­роя «Свадь­бы Кре­чин­ско­го», под­хва­чен­ное Сал­ты­ко­вым-Щед­ри­ным в цик­ле «Пись­ма тё­тень­ке», ста­ло на­ри­ца­тель­ным. Вы­со­кая ху­дож. цен­ность и со­ци­аль­ная ак­ту­аль­ность пьес С.-К. бы­ли по-на­стоя­ще­му оце­не­ны толь­ко в 20 в.

Соч.: Три­ло­гия: Свадь­ба Кре­чин­ско­го. Де­ло. Смерть Та­рел­ки­на. М., 1966; Кар­ти­ны про­шед­ше­го. Л., 1989.

Лит.: Руд­ниц­кий К. Л. А. В. Су­хо­во-Ко­бы­лин: Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. М., 1957; Клей­нер И. М. Судь­ба Су­хо­во-Ко­бы­ли­на. М., 1969; Бес­са­раб М. Я. Су­хо­во-Ко­бы­лин. М., 1981; Рас­са­дин С. Б. Ге­ний и зло­дей­ст­во, или Де­ло Су­хо­во-Ко­бы­ли­на. М., 1989.

Вернуться к началу