Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУФИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Д. Кныш

СУФИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, со­во­куп­ность раз­но­языч­ных ре­лиг.-фи­лос., агио­гра­фич. и ху­дож. про­из­ве­де­ний, вы­ра­жаю­щих и про­по­ве­дую­щих идеи су­физ­ма. Раз­ви­ва­лась с 10 в. пре­им. на араб. и перс., позд­нее тюрк. язы­ках, а так­же на пуш­ту, курд­ском, ма­лай­ском и др. Рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли мис­тич. ком­мен­та­рии к Ко­ра­ну, ре­лиг.-фи­лос. и этич. трак­та­ты, сло­ва­ри сим­во­лич. тер­ми­нов, жиз­не­опи­са­ния су­фий­ских шей­хов. С. л. пред­став­ле­на по­этич. про­из­ве­де­ния­ми – ди­дак­тич. по­эма­ми (мас­на­ви), га­зе­ля­ми, ру­баи, ка­сы­да­ми и др., сим­во­лизм ко­то­рых час­то был обу­слов­лен двой­ным ме­та­фо­рич. пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем: ре­аль­ные об­ра­зы пер­во­на­чаль­но вос­при­ни­ма­лись как ме­та­фо­ры аб­ст­ракт­ных су­фий­ских по­ня­тий (напр., «воз­люб­лен­ная» оз­на­ча­ла «бог»), ко­то­рые за­тем вновь мог­ли быть пе­ре­ос­мыс­ле­ны чи­та­те­лем как вы­со­кое по­этич. вы­ра­же­ние ре­аль­ных по­ня­тий воз­вы­шен­ной люб­ви, друж­бы и др.

Пе­ри­од наи­выс­ше­го раз­ви­тия С. л. при­шёл­ся на 12–15 вв., в осо­бен­но­сти в твор­че­ст­ве пер­соя­зыч­ных по­этов Са­наи, Ат­та­ра, Ира­ки Фахр ад-Ди­на, Ру­ми, Джа­ми и др. В араб. ми­ре ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ла по­эзия Ибн аль-Ара­би и Ибн аль-Фа­ри­да. Егип. по­эт-су­фий Ибн аль-Фа­рид ос­та­вил яр­кие опи­са­ния мис­тич. пу­те­ше­ст­вия к Бо­гу и экс­та­тич. опь­я­не­ния, ко­то­рые су­фий-стран­ник ис­пы­ты­ва­ет на пу­ти к этой це­ли. Мис­тич. идеи и пе­ре­жи­ва­ния, свой­ст­вен­ные су­физ­му, час­то об­ле­ка­ют­ся в по­этич. об­ра­зы, по­эзия пол­на сим­во­лов и ал­ле­го­рий: эмо­цио­наль­ный подъ­ём, вы­зван­ный ощу­ще­ни­ем бли­зо­сти с Бо­гом, на­хо­дит вы­ра­же­ние в об­раз­ах эро­тич. стра­сти и да­же вак­хич. опь­я­нения. Эти две ка­те­го­рии об­ра­зов по­сто­ян­но ис­поль­зу­ют­ся су­фия­ми-по­эта­ми и ста­но­вят­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью по­этич. ка­но­на С. л. Вос­тор­жен­ное вос­пе­ва­ние су­фия­ми кра­со­ты зем­ной воз­люб­лен­ной (или воз­люб­лен­но­го) и не­пре­одо­ли­мо­го фи­зич. вле­че­ния к ней или к не­му, а так­же ис­поль­зо­ва­ние об­ра­зов ви­на и ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния воз­му­ща­ло хра­ни­те­лей нрав­ст­вен­но­сти из чис­ла му­сульм. пра­во­ве­дов. Од­на­ко об­ра­зы люб­ви и опь­я­не­ния яв­ля­лись в сред­ние ве­ка ча­стью по­этич. ка­но­на С. л., по­это­му по­все­ме­ст­ное ис­поль­зо­ва­ние их су­фия­ми бы­ло да­нью ус­та­но­вив­шей­ся лит. тра­ди­ции. Не­ко­то­рые свет­ские учёные и по­чи­та­те­ли С. л. изо­бра­жа­ют её как про­яв­ле­ние сво­бо­до­мыс­лия в ис­ла­ме.

С 16 в. и по­ны­не С. л. рас­про­стра­не­на поч­ти ис­клю­чи­тель­но сре­ди адеп­тов су­физ­ма в раз­ных стра­нах.

Лит.: Бер­тельс Е. Э. Из­бран­ные тру­ды. М., 1965. [Т. 3:] Су­физм и су­фий­ская ли­те­ра­ту­ра; Су­физм в кон­тек­сте му­суль­ман­ской куль­ту­ры. М., 1989; De Bruijn J. T. P. Persian Sufi poetry: An introduction to the mystical use of classical Persian poems. Richmond, 1997; Кныш А. Д. Му­суль­ман­ский мис­ти­цизм: крат­кая ис­то­рия. М.; СПб., 2004; Geoffroy É. Un éblouissement sans fin: La poésie dans le soufisme. P., 2014.

Вернуться к началу