Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРИ́НДБЕРГ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 318-319

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Мацевич

СТРИ́НДБЕРГ (Strindberg) Ав­густ (Юхан Ав­густ) (22.1.1849, Сток­гольм – 14.5.1912, там же), швед. пи­са­тель, пуб­ли­цист. Сын ко­мис­сио­не­ра па­ро­ход­ной ком­па­нии и слу­жан­ки. В 1867–72 учил­ся в Уп­п­саль­ском ун-те, пе­ре­ме­нил мно­же­ст­во за­ня­тий; в 1874–1882 слу­жил в Ко­ро­лев­ской биб­лио­те­ке.

Пер­вое опуб­ли­ко­ван­ное про­из­ве­де­ние – дра­ма «Воль­но­ду­мец» («Fri­tän­karen», 1870, под псевд. Х. Ульф), от­ра­зив­шая влия­ние дра­ма­тур­гии Ф. Шил­ле­ра, А. Элен­шле­ге­ра и Г. Иб­се­на. В ис­то­рич. дра­ме «Мес­тер Улоф» («Mäster Olof», про­за­ич. ред. – 1872, сти­хотв. ред. – 1877) о во­ж­де швед. Ре­фор­ма­ции О. Пет­ри ре­ши­тель­но ото­шёл от ака­де­мич. тра­ди­ций, из­брав в ка­че­ст­ве об­раз­ца твор­че­ст­во У. Шек­спи­ра. Ус­пех при­нёс пер­вый ро­ман «Крас­ная ком­на­та» («Röda rummet», 1879), про­ник­ну­тый ост­рым со­ци­аль­ным кри­ти­циз­мом. В ост­ро­са­ти­рич. пам­фле­те «Но­вое цар­ст­во» («Det nya riket», 1882) от­кры­то об­ви­нил пра­вя­щие кру­ги в об­ма­не на­ро­да. Пам­флет вы­звал гром­кий скан­дал и трав­лю С. в пе­ча­ти; он вы­ну­ж­ден был эми­гри­ро­вать, в 1883–98 С. жил во Фран­ции, Швей­ца­рии, Гер­ма­нии, Да­нии и Ве­ли­ко­бри­та­нии.

Не­при­язнь к из­вра­щён­ным, ка­ри­ка­тур­ным фор­мам жен­ской эман­си­па­ции на­шла во­пло­ще­ние в сб-ке но­велл «Бра­ки» («Giftas», bd 1–2, 1884–86), вы­ход ко­то­ро­го спро­во­ци­ро­вал скан­дал и су­деб­ный про­цесс по об­ви­не­нию в бо­го­хуль­ст­ве. Сб. рас­ска­зов «Уто­пии в дей­ст­ви­тель­но­сти» («Utopier i verkligheten», 1885) от­ра­зил ув­ле­че­ние совр. об­ще­ст­вен­но-эко­но­мич. со­чи­не­ния­ми, в ча­ст­но­сти уто­пи­стов Э. Ка­бе, К. А. де Рув­руа Сен-Си­мо­на, а так­же ро­ма­ном Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го «Что де­лать?». В сер. 1880-х гг. при­сту­пил к на­пи­са­нию об­шир­но­го ав­то­био­гра­фич. цик­ла «Сын слу­жан­ки. Ис­то­рия раз­ви­тия од­ной ду­ши» («Tjänstekvinnans son. En själs utve­cklingshistoria», bd 1–4, 1886–1909), ко­то­рый за­ду­мы­вал­ся как «раз­ви­тая фор­ма на­ту­ра­ли­сти­че­ско­го ро­ма­на» с уг­луб­лён­ным пси­хо­ло­гич. ана­ли­зом из­мен­чи­вой че­ло­ве­че­ской на­ту­ры. Своё по­ни­ма­ние че­ло­ве­че­ско­го ха­рак­те­ра С. раз­вил в дра­мах «Отец» («Fadren», 1887), «Фрёкен Жю­ли» («Fröken Julie», 1888), «Кре­ди­то­ры» («Fordringsägare», 1889) и др., а так­же в тео­ре­тич. стать­ях о дра­ме и те­ат­ре на­ту­ра­лиз­ма. В пред­по­слан­ной в ка­че­ст­ве пре­ди­сло­вия к «Фрё­кен Жю­ли» ст. «На­ту­ра­ли­сти­че­ская дра­ма» («Na­turalistiska drama»), вос­при­ня­той как ма­ни­фест но­вой дра­ма­тур­гии, С. сфор­му­ли­ро­вал её осн. чер­ты: макс. ил­лю­зия дей­ст­ви­тель­но­сти и от­сут­ст­вие ис­кус­ст­вен­но­сти (в т. ч. в гри­ме ак­тё­ров, т. к. «тон­чай­шие дви­же­ния ду­ши долж­ны вы­ра­жать­ся боль­ше на ли­це, чем в жес­тах»; уст­ра­не­ние рам­пы); пре­дель­ная кон­цен­тра­ция дей­ст­вия; сжа­тые диа­ло­ги; вклю­че­ние пан­то­ми­мы, му­зы­ки, ба­ле­та; глу­бо­кий фи­лос. под­текст; изо­бра­же­ние со­вре­мен­ных ему ге­ро­ев, с их «бес­ха­рак­тер­но­стью» и не­по­сле­до­ва­тель­но­стью во мно­гом во­пло­щаю­щих по­зи­ти­ви­ст­ские прин­ци­пы И. Тэ­на (ра­са, сре­да, мо­мент). С на­ту­ра­ли­стич. пье­са­ми тес­но свя­зан ро­ман «Сло­во бе­зум­ца в свою за­щи­ту» («Le plaidoyer d’un fou», на­пи­сан на франц. яз. в 1887–88, изд. на нем. яз. в 1893), в ос­но­ву ко­то­ро­го лег­ла пе­ре­ос­мыс­лен­ная в край­не субъ­ек­тив­ном клю­че слож­ная ис­то­рия пер­во­го бра­ка С. Гру­бо­ва­тым нар. ко­миз­мом, по­этич. кар­ти­на­ми при­ро­ды и кре­сть­ян­ско­го бы­та на­сы­ще­ны соз­дан­ные в тра­диц. по­ве­ст­во­ва­тель­ной ма­не­ре ро­ман «Жи­те­ли ост­ро­ва Хем­сё» («Hem­söborna», 1887), став­ший са­мым по­пу­ляр­ным про­из­ве­де­ни­ем С., и сб. рас­ска­зов «Жизнь в шхе­рах» («Skärkarlsliv», 1888).

На­ча­ло 1890-х гг. оз­на­ме­но­ва­лось ду­хов­ным и твор­че­ским кри­зи­сом; С. от­ка­зы­ва­ет­ся от лит. твор­че­ст­ва, ув­ле­ка­ет­ся ок­куль­тиз­мом, буд­диз­мом и фи­ло­со­фи­ей Э. Све­ден­бор­га. Пе­ре­жи­тый опыт лёг в ос­но­ву ав­то­био­гра­фич. ро­ма­нов «Inferno» (1897) и «Ле­ген­ды» («Le­gen­der», 1898). Му­чи­тель­ные по­ис­ки выс­шей ис­ти­ны, ду­хов­ное пе­ре­ро­ж­де­ние быв­ше­го бун­та­ря и атеи­ста в ви­зио­не­ра от­ра­зи­ло всё позд­нее твор­че­ст­во С.: дра­ма­тич. три­ло­гия «На пу­ти в Да­маск» («Till Damaskus», 1898–1904), дра­ма «Иг­ра снов» («Ett dröm­spel», 1902), дра­ма­тич. ди­ло­гия «Пля­ска смер­ти» («Dödsdan­sen», 1901), пье­сы-сказ­ки с фольк­лор­ны­ми мо­ти­ва­ми «Не­вес­та» («Kronbru­den») и «Бе­лая Ле­бедь» («Svanevit», обе 1902) и др.

На ру­бе­же 19–20 вв. у С. скла­ды­ва­ет­ся гран­ди­оз­ный за­мы­сел цик­ла ис­то­рич. «ко­ро­лев­ских драм», ох­ва­ты­ваю­ще­го осн. ве­хи швед. ис­то­рии с 14 до кон. 18 вв. и во­пло­щаю­ще­го про­ви­ден­ци­аль­ную фи­ло­со­фию ис­то­рии С., ус­мат­ри­вав­ше­го в ис­то­рич. про­цес­се, как и в ча­ст­ной жиз­ни, идею ви­ны, по­кая­ния и ис­ку­п­ле­ния пра­ви­те­лей за кро­ва­вые пре­сту­п­ле­ния их пред­ков: «Са­га о Фоль­кун­гах» («Folkungasagan», 1899), «Карл XII» («Carl XII», 1901), «Кри­сти­на» («Kri­stina», 1903) и др.

Сре­ди про­за­ич. про­из­ве­де­ний нач. 1900-х гг.: сб. «Сказ­ки» («Sagor», 1903) в ду­хе Х. К. Ан­дер­се­на; ро­ман «Оди­но­кий» («Ensam», 1903), за­вер­шаю­щий ав­то­био­гра­фич. цикл и со­пря­гаю­щий мо­тив оди­но­че­ст­ва с те­мой твор­че­ст­ва. В по­вес­ти «Празд­ник под­ве­де­ния до­ма под кры­шу» («Taklagsöl», 1906) С., во мно­гом пред­вос­хи­щая при­ём по­то­ка соз­на­ния, ис­поль­зу­ет фор­му внут­рен­не­го мо­но­ло­га. Боль­шое зна­че­ние С. при­да­вал сво­ей «Си­ней кни­ге» («En blå bok», bd 1–3, 1907–08) – пё­ст­ро­му со­б­ра­нию крат­ких за­ме­ток и мыс­лей на раз­но­об­раз­ные те­мы.

В пье­сах, соз­дан­ных для собств. эк­спе­рим. «Ин­тим­но­го те­ат­ра» (Сток­гольм), «Не­на­стье» («Oväder»), «Пе­пе­ли­ще» («Brända tomten», все – 1905) за­тро­ну­ты эк­зи­стен­ци­аль­ные про­бле­мы со­стра­да­ния, нрав­ст­вен­ной оцен­ки бы­тия. Ли­рич. дра­ма «Боль­шая до­ро­га» («Stora land­svägen», 1909) – свое­об­раз­ный итог все­му жиз­нен­но­му и творч. пу­ти пи­са­те­ля.

По­след­нее вы­сту­п­ле­ние С. в пе­ча­ти – неск. де­сят­ков рез­ко по­ле­мич. ста­тей, опуб­ли­ко­ван­ных в га­зе­тах вес­ной и ле­том 1910 (наи­бо­лее ост­рые бы­ли из­да­ны в сб. «Ре­чи к швед­ской на­ции», «Tal till svenska nationen», 1910), в ко­то­рых С. об­ли­чал ко­ро­лев­ский двор, бю­ро­кра­тию, су­ды и ра­то­вал за мел­кое кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во и со­циа­лизм.

Твор­че­ст­во С. ока­за­ло за­мет­ное воз­дей­ст­вие на ев­роп. куль­ту­ру; оно поль­зо­ва­лось зна­чит. по­пу­ляр­но­стью в Рос­сии в нач. 20 в., его влия­ние ис­пы­та­ли, в ча­ст­но­сти, Е. Б. Вах­тан­гов, В. Э. Мейер­хольд.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1908–1912; Samlade verk. Stockh., 1981–2013. Bd 1–72; Избр. про­из­ве­де­ния: В 2 т. М., 1986; Иг­ра снов: Из­бран­ное. М., 1994; Собр. соч.: В 5 т. М., 2010.

Лит.: Meyer M. Strind­berg: a biography. L., 1985; Strindberg: the Moscow papers. Stockh., 1998; А. Стринд­берг и ми­ро­вая куль­ту­ра. СПб., 1999; Ма­це­вич А. А. А. Стринд­берг: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 2003; Баль­за­мо Е. А. Стринд­берг: Ли­ки и судь­ба. М., 2009; А. Стринд­берг: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский указ. М., 1981; Ro­bin­son M. An inter­national annotated biblio­graphy of Strindberg studies 1870–2005. L., 2008. Vol. 1–3.

Вернуться к началу