Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕСИ́ХО́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 241-242

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Кузнецов

СТЕСИ́ХО́Р (Στησίχορος, букв. – ус­та­но­ви­тель хо­ра; воз­мож­ное наст. имя Ти­сий) (ок. 630 до н. э., Си­ци­лия или Юж. Ита­лия – ок. 555 до н. э.), др.-греч. по­эт. Мог быть свя­зан с пи­фа­го­ре­из­мом. Пи­сал на по­этич. до­рий­ском диа­лек­те. Про­сла­вил­ся как ав­тор хо­ро­вой (тор­же­ст­вен­ной) ме­ли­ки, из­ла­гал эпич. пре­да­ния в ли­рич. ком­по­зи­ци­ях зна­чит. объ­ё­ма, со­пос­та­ви­мых с совр. кан­та­тами, ис­пол­няв­ших­ся обыч­но хо­ра­ми во вре­мя по­лис­ных ре­лиг. празд­ни­ков (воз­мож­но и соль­ное ис­пол­не­ние). Адап­ти­ро­вал ста­рые ми­фы к но­вым этич. и эс­те­тич. нор­мам. Пе­ри­па­те­тик Ха­ме­ле­он (4–3 вв. до н. э.) ут­вер­ждал, что С. пе­ре­ска­зы­вал не толь­ко Го­ме­ра, но и Ге­сио­да, Ар­хи­ло­ха, Мим­нер­ма и Фо­ки­ли­да. По­эзию С. вы­со­ко це­ни­ли в ан­тич­но­сти. В эл­ли­ни­стич. пе­ри­од С. был вклю­чён в ка­нон 9 луч­ших ли­рич. по­этов; из­да­ния его по­эм со­стоя­ли из 26 книг. На­сле­дие ут­ра­че­но в сред­ние ве­ка (со­хра­ни­лось неск. ци­тат), од­на­ко во 2-й пол. 20 в. бы­ли от­кры­ты зна­чит. фраг­мен­ты на па­пи­ру­сах. Из­вест­ны 15 по­эм; сю­жет мо­жет быть пол­но­стью вос­ста­нов­лен толь­ко для од­ной – «Пес­ни о Ге­рио­не» («Γηρυονεΐς»), о по­хи­ще­нии Ге­рак­лом ко­ров Ге­рио­на. С Ге­рак­лом свя­за­ны по­эмы «Кер­бер» («Κέρβερος») и «Кикн» («Κύϰνος»). Ми­фам о Тро­ян­ской вой­не по­свя­ще­ны по­эмы «Еле­на» («‘Ελένη», ста­ла ис­точ­ни­ком 18-й идил­лии Фео­кри­та), «Еле­на, или Па­ли­но­дия» («‘Ελένη, Παλινῴδια», в 2 кни­гах; лег­ла в ос­но­ву тра­ге­дии Ев­ри­пи­да «Еле­на»), «Раз­ру­ше­ние Трои» («’Ιλίου Πέρσις»), «Де­ре­вян­ный конь» («῞Ιππος Δούρειος»), «Воз­вра­ще­ние» («Νόστοι»). Об ос­но­ва­нии Фив рас­ска­зы­ва­лось в «Пес­не о Ев­ро­пе» («Εὐρωπαῖα»); о по­хо­де «се­ме­рых про­тив Фив» – в по­эме «Эри­фи­ла» («’Εριφύλα») и в бе­зы­мян­ной по­эме на «Лилль­ском па­пи­ру­се». Др. по­эмы: «Погре­баль­ные иг­ры по Пе­лию» («Ἆθλα ἐπὶ Πελίᾳ», рас­сказ об ар­го­нав­тах), «Скил­ла» («Σϰύλλα», ве­ро­ят­но си­ци­лий­ское пре­да­ние о пре­вра­ще­нии жен­щи­ны в мор. чу­до­ви­ще), «Охо­та на веп­ря» («Συοθῆραι»), «Оре­стея» («’Ορέστεια», в 2 кни­гах; ве­ро­ят­но, по­слу­жи­ла ис­точ­ни­ком од­но­им. три­ло­гии Эс­хи­ла). В со­хра­нив­ших­ся фраг­мен­тах пре­об­ла­да­ет дак­ти­лич. ритм. С. при­пи­сы­ва­лись муз. но­ва­ции и вве­де­ние 3-ча­ст­ной стро­фич. струк­ту­ры (стро­фа, ан­ти­стро­фа, эпод).

Соч.: [В кн.:] Poetae melici Graeci / Ed. D. L. Page. Oxf., 1962; [В кн.:] Пар­нас: Ан­то­ло­гия ан­тич­ной ли­ри­ки. М., 1980; [Фраг­мен­ты] / Пер. и прим. Н. Н. Ка­зан­ско­го, под ред. М. Л. Гас­па­ро­ва // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1985. № 2; [В кн.:] Greek lyric / Ed. D. A. Campbell. Camb. (Mass.); L., 1991. Vol. 3.

Лит.: Kazansky N. N. Principles of the reconstruction of a fragmentary text (New Stesicho­rean papyri). Saint-Petersburg, 1997; Cur­tis P. Stesichoros’s Geryoneis. Leiden; Boston, 2011.

Вернуться к началу