СТЕСИ́ХО́Р
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТЕСИ́ХО́Р (Στησίχορος, букв. – установитель хора; возможное наст. имя Тисий) (ок. 630 до н. э., Сицилия или Юж. Италия – ок. 555 до н. э.), др.-греч. поэт. Мог быть связан с пифагореизмом. Писал на поэтич. дорийском диалекте. Прославился как автор хоровой (торжественной) мелики, излагал эпич. предания в лирич. композициях значит. объёма, сопоставимых с совр. кантатами, исполнявшихся обычно хорами во время полисных религ. праздников (возможно и сольное исполнение). Адаптировал старые мифы к новым этич. и эстетич. нормам. Перипатетик Хамелеон (4–3 вв. до н. э.) утверждал, что С. пересказывал не только Гомера, но и Гесиода, Архилоха, Мимнерма и Фокилида. Поэзию С. высоко ценили в античности. В эллинистич. период С. был включён в канон 9 лучших лирич. поэтов; издания его поэм состояли из 26 книг. Наследие утрачено в средние века (сохранилось неск. цитат), однако во 2-й пол. 20 в. были открыты значит. фрагменты на папирусах. Известны 15 поэм; сюжет может быть полностью восстановлен только для одной – «Песни о Герионе» («Γηρυονεΐς»), о похищении Гераклом коров Гериона. С Гераклом связаны поэмы «Кербер» («Κέρβερος») и «Кикн» («Κύϰνος»). Мифам о Троянской войне посвящены поэмы «Елена» («‘Ελένη», стала источником 18-й идиллии Феокрита), «Елена, или Палинодия» («‘Ελένη, Παλινῴδια», в 2 книгах; легла в основу трагедии Еврипида «Елена»), «Разрушение Трои» («’Ιλίου Πέρσις»), «Деревянный конь» («῞Ιππος Δούρειος»), «Возвращение» («Νόστοι»). Об основании Фив рассказывалось в «Песне о Европе» («Εὐρωπαῖα»); о походе «семерых против Фив» – в поэме «Эрифила» («’Εριφύλα») и в безымянной поэме на «Лилльском папирусе». Др. поэмы: «Погребальные игры по Пелию» («Ἆθλα ἐπὶ Πελίᾳ», рассказ об аргонавтах), «Скилла» («Σϰύλλα», вероятно сицилийское предание о превращении женщины в мор. чудовище), «Охота на вепря» («Συοθῆραι»), «Орестея» («’Ορέστεια», в 2 книгах; вероятно, послужила источником одноим. трилогии Эсхила). В сохранившихся фрагментах преобладает дактилич. ритм. С. приписывались муз. новации и введение 3-частной строфич. структуры (строфа, антистрофа, эпод).