СРАВНЕ́НИЕ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СРАВНЕ́НИЕ (лат. comparatio) в литературе, вид тропа, основанный на уподоблении соотносимых явлений. Может быть простым («Всегда как утро весела, / Как жизнь поэта простодушна, / Как поцелуй любви мила» – об Ольге в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина) и развёрнутым, когда второй компонент С. выстраивается в самостоятельный худож. образ («И падает... / Так медленно по скату гор, / На солнце искрами блистая, / Спадает глыба снеговая» – описание смерти Ленского, там же). Отношения соответствия (аналогии) лежат в основе и т. н. отрицательных С., особенно распространённых в нар. поэзии и её стилизациях: «Не тростник высок колышется, / Не дубровушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» (Н. А. Некрасов). С. по природе метафорично. На это указал Аристотель: «И сравнение (εἰϰών) – <своего рода> метафора; они различаются незначительно. Ведь если <кто> скажет об Ахилле [«Илиада», ХХ, 164]: "Словно лев, выступал..." – это сравнение, а если "лев выступал" – метафора; поскольку оба храбры, он перенёс бы на Ахилла наименование льва... <обороты>, одобренные как метафоры, очевидно, будут и сравнениями, а сравнения, лишась <одного только> слова <"как">, – метафорами» («Риторика». Кн. III, 1406в1, 1407а4. Пер. С. С. Аверинцева). Через метафору С. связано с аллегорией: «Уберите в сравнении связку, и вы получите метафору... а метафора – уже подобие аллегории», – писал С. Т. Колридж (Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 297).