Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКА́ЗКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 319

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Зуева

СКА́ЗКА, один из осн. жан­ров фольк­лор­ной про­зы с ус­та­нов­кой на вы­мы­сел; из­вес­тен у всех на­ро­дов. В ос­но­ве С. ле­жит ан­ти­те­за ме­ж­ду меч­той и дей­ст­ви­тель­но­стью; её сю­жет стро­го по­сле­до­ва­те­лен, од­но­ли­не­ен, раз­ви­ва­ет­ся во­круг гл. ге­роя, по­бе­да ко­то­ро­го обя­за­тель­на, и со­сто­ит из ря­да мо­ти­вов с яр­ко раз­ви­тым прин­ци­пом по­вто­ра; пер­со­на­жи С. – ста­тич­ные об­ра­зы-ти­пы, ко­то­рые пол­но­стью за­ви­сят от сво­ей сю­жет­ной ро­ли и чёт­ко раз­де­ля­ют­ся на до­б­рых и злых. С. об­ла­да­ют нац. осо­бен­но­стя­ми, от­ра­жая ис­то­рич. и при­род­ные ус­ло­вия жиз­ни ка­ж­до­го на­ро­да; в то же вре­мя сю­жет­ные ти­пы боль­шин­ст­ва С. ин­тер­на­цио­наль­ны.

Вы­де­ля­ют­ся три осн. груп­пы С.: о жи­вот­ных, вол­шеб­ные и бы­то­вые. У мн. на­ро­дов на фор­ми­ро­ва­ние С. о жи­вот­ных ока­за­ли влия­ние ар­ха­ич­ные ми­фы о зоо­морф­ных куль­тур­ных ге­ро­ях; в них ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся при­ём на­де­ле­ния зве­рей ре­чью и ра­зу­мом, а че­ло­век вы­сту­па­ет как рав­но­прав­ный уча­ст­ник со­бы­тий. Од­на из са­мых круп­ных по­ве­ст­во­ват. форм тра­диц. фольк­ло­ра – вол­шеб­ная (ми­фи­че­ская, чу­дес­ная, фан­та­сти­че­ская) С., её ис­то­рич. кор­ни вос­хо­дят к ран­не­му зем­ле­дельч. пе­рио­ду, на что ука­зы­ва­ют сле­ды ми­фо­ло­гич. куль­тов солн­ца, зем­ли, во­ды; в них так­же транс­фор­ми­ро­ва­ны и бо­лее древ­ние, то­тем­ные пред­став­ле­ния. Сю­же­ты вол­шеб­ных С., ге­не­ти­че­ски свя­зан­ные с об­ря­да­ми ини­циа­ции, со­хра­ня­ют еди­но­об­ра­зие ком­по­зи­ции – пу­те­ше­ст­вие ге­роя в «иное цар­ст­во», при­об­ре­те­ние там ска­зоч­ных цен­но­стей и чу­дес­ной не­вес­ты, воз­вра­ще­ние. В ос­но­ве бы­то­вых С. ле­жат не чу­де­са, а со­бы­тия по­все­днев­ной жиз­ни; фан­та­стич. об­ра­зы (чёрт, Го­ре), по­яв­ляю­щие­ся ино­гда в бы­то­вых С., нуж­ны лишь для то­го, что­бы вы­явить ре­аль­ный жиз­нен­ный кон­фликт. Сю­жет раз­ви­ва­ет­ся бла­го­да­ря столк­но­ве­нию ге­роя со слож­ны­ми жиз­нен­ны­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми, из ко­то­рых он вы­хо­дит не­вре­ди­мым бла­го­да­ря не­ожи­дан­ной уда­че или собств. из­во­рот­ли­во­сти. Бы­то­вые С. под­раз­де­ля­ют­ся на анек­до­ти­че­ские и но­вел­ли­сти­че­ские. Анек­до­тич. С. (о лов­ком во­ре, шу­тах, глуп­цах, злых жё­нах, хо­зяи­не и ра­бот­ни­ке, по­пах, су­де и судь­ях и др.) – са­ти­ри­че­ские или са­ти­ри­ко-ко­ми­че­ские; в них ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны гро­теск, при­ём реа­ли­зо­ван­ной ме­та­фо­ры, па­ро­дия. Но­вел­ли­стич. С., ис­пы­тав­шие лит. влия­ния, вне­сли в по­ве­ст­во­ват. фольк­лор ин­те­рес к внут­рен­не­му ми­ру че­ло­ве­ка; их ге­рои свя­за­ны лю­бов­ны­ми или род­ст­вен­ны­ми от­но­ше­ния­ми; их осн. сю­же­ты – о же­нить­бе или за­му­же­ст­ве, об ис­пы­та­нии жен­щин, о раз­бой­ни­ках. Сре­ди С. вы­де­ля­ют­ся так­же аван­тюр­ные, бо­га­тыр­ские, ле­ген­дар­ные, сол­дат­ские, лу­боч­ные и др. Осо­бый тип пред­став­ля­ют со­бой до­куч­ные С. («Про бе­ло­го быч­ка») – раз­но­вид­ность не­бы­лиц, ко­рот­кие па­ро­дии на ска­зоч­ное по­ве­ст­во­ва­ние.

С изу­че­ни­ем С. во мно­гом бы­ло свя­за­но воз­ник­но­ве­ние фольк­ло­ри­сти­ки как на­уч. дис­ци­п­ли­ны (см. Ми­фо­ло­ги­че­ская шко­ла, Ми­гра­ци­он­ная шко­ла). Сказ­кове­де­ние офор­ми­лось в 19–20 вв. в рус­ле раз­ных на­уч. на­прав­ле­ний: тру­ды бр. Гримм, Т. Бен­фея, И. Боль­те – в Гер­ма­нии; А. Н. Афа­нась­е­ва, Алек­сан­д­ра Н. Ве­се­лов­ско­го, В. Я. Проп­па – в Рос­сии, и др. За­мет­ный вклад в вы­ра­бот­ку прин­ци­пов ме­ж­ду­нар. сис­те­ма­ти­за­ции С. внёс А. А. Аар­не, вы­пус­тив­ший в 1910 «Ука­за­тель ска­зоч­ных ти­пов». В 1928 на его ос­но­ве С. Томп­сон соз­дал мно­го­нац. свод­ный «Ука­за­тель ска­зоч­ных сю­же­тов», а в 1929 Н. П. Ан­д­рее­вым был со­став­лен рус. «Ука­за­тель ска­зоч­ных сю­же­тов по сис­те­ме Аар­не». Сис­те­ма Аар­не – Томп­со­на лег­ла в ос­но­ву вы­шед­ше­го в 1979 «Срав­ни­тель­но­го ука­за­те­ля сю­же­тов» вост.-слав. ска­зок Л. Г. Ба­ра­га, И. П. Бе­ре­зов­ско­го, К. П. Ка­баш­ни­ко­ва, Н. В. Но­ви­ко­ва. Важ­ней­шие из­да­ния рус. С. под­го­то­ви­ли Афа­нась­ев, Д. К. Зе­ле­нин, Н. Е. Он­чу­ков, Д. Н. Са­дов­ни­ков, бр. Б. М. и Ю. М. Со­ко­ло­вы, И. А. Ху­дя­ков. Те­мы, сю­же­ты и об­ра­зы нар. С. нашли отражение в про­из­ве­де­ниях, сти­хах и про­зе для де­тей и взрос­лых: твор­че­ст­во Х. К. Ан­дер­се­на, В. Гау­фа, бр. Гримм, Ш. Пер­ро, Э. Т. А. Гоф­ма­на, Э. По, О. Уай­ль­да; в Рос­сии – В. А. Жу­ков­ско­го, А. С. Пуш­ки­на, В. И. Да­ля, П. П. Ер­шо­ва, М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, А. Н. Тол­сто­го и др. К С. об­ра­ща­ют­ся ху­дож­ни­ки, ком­по­зи­то­ры, дра­ма­тур­ги, ки­не­ма­то­гра­фи­сты.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Н. Собр. соч. М.; Л., 1938. Т. 16; Ме­ле­тин­ский Е. М. Ге­рой вол­шеб­ной сказ­ки. Про­ис­хо­ж­де­ние об­раза. М., 1958; По­ме­ран­це­ва Э. В. Судь­бы рус­ской сказ­ки. М., 1965; Пропп В. Я. Мор­фо­ло­гия сказ­ки. М., 1969; он же. Ис­то­ри­че­ские кор­ни вол­шеб­ной сказ­ки. М., 2009; Ани­кин В. П. Рус­ская на­род­ная сказ­ка. М., 1984; Зуе­ва Т. В. Вол­шеб­ная сказ­ка. М., 1993; Ко­ре­по­ва К. Е. Рус­ская лу­боч­ная сказ­ка. М., 2012.

Вернуться к началу