Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 20-21

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Т. Пахсарьян

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimenta­lisme, от англ. sentimental – чув­ст­ви­тель­ный, франц. sentiment – чув­ст­во), ху­до­же­ст­вен­ное на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве Зап. Ев­ро­пы и Рос­сии сер. 18 – нач. 19 вв. Ино­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся в рам­ках бо­лее ши­ро­ко­го куль­тур­но­го дви­же­ния пред­ро­ман­тиз­ма.

За­ро­ж­де­ние С. свя­за­но с пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем ра­цио­на­ли­стич. прин­ци­пов клас­си­циз­ма с его мо­ну­мен­таль­но­стью, ри­го­ри­стич­но­стью и ге­ро­из­мом, про­ду­ман­но­стью норм и пра­вил; важ­на бы­ла и по­ле­ми­ка с ком­про­мисс­но-двой­ст­вен­ной мо­ра­лью ро­ко­ко. Фи­лос. ос­но­вой С. стал сен­суа­лизм (Дж. Локк), раз­ви­тый в тру­дах А. Шефт­с­бе­ри, со­глас­но воз­зре­ни­ям ко­то­ро­го мо­раль за­ло­же­на в са­мой при­ро­де че­ло­ве­ка и свя­за­на не с ра­зу­мом, но с осо­бым «нрав­ст­вен­ным чув­ст­вом»: че­ло­век об­ла­да­ет вро­ж­дён­ны­ми спо­соб­но­стя­ми от­ли­чать доб­ро от зла и стре­мить­ся к доб­ро­де­те­ли; че­рез от­кры­тое про­яв­ле­ние чувств он вы­ра­жа­ет при­над­леж­ность к об­ще­ст­ву и соб­ст­вен­ную ин­ди­ви­ду­аль­ность. Чув­ст­ви­тель­ность ос­мыс­ля­ет­ся как фун­да­мент гра­жд. об­ще­ст­ва, по­это­му на ран­нем эта­пе С. ока­зы­ва­ет­ся бли­зок про­све­ти­тель­ским иде­ям вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка и со­вер­шен­ст­во­ва­ния ми­ра. Сен­ти­мен­та­ли­сты кон­цен­три­ру­ют вни­ма­ние на эмо­цио­наль­ной сфе­ре че­ло­ве­че­ской жиз­ни – «жиз­ни серд­ца» и «дви­же­ни­ях ду­ши»; на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся не­зна­чи­тель­ные в мас­шта­бах ис­то­рии, но важ­ные для кон­крет­ной судь­бы со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в се­мье, дру­же­ском кру­гу, ме­ж­ду влюб­лён­ны­ми. Культ «ес­те­ст­вен­но­го» (в С. обык­но­вен­но сов­па­даю­ще­го с «нрав­ст­вен­ным») в зна­чит. сте­пе­ни спо­соб­ст­во­вал по­пу­ля­ри­за­ции те­мы при­ро­ды, об­ра­ще­нию к пер­во­здан­ным ланд­шаф­там, а так­же к буд­ням сель­ских жи­те­лей – вла­дель­цев не­боль­ших по­мес­тий, де­ре­вен­ских свя­щен­ни­ков, кре­сть­ян, в жиз­ни ко­то­рых об­нару­жи­ва­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ная связь ме­ж­ду при­род­ной доб­ро­де­те­лью че­ло­века и «доб­ро­той» при­ро­ды. Зна­чит. влия­ние на С. ока­за­ли идеи Ж. Ж. Рус­со о «ес­те­ст­вен­ном че­ло­ве­ке», спо­соб­ном со­хра­нить свою нрав­ст­вен­ную не­вин­ность и чис­то­ту вда­ли от со­блаз­нов ци­ви­ли­за­ции.

В литературе

В ли­те­ра­ту­ре С. пер­во­на­чаль­но офор­мил­ся в англ. лит-ре. Его за­ро­ж­дение свя­за­но с по­эзи­ей Дж. Том­со­на («Вре­ме­на го­да», 1730), Э. Юн­га («Ноч­ные ду­мы», 1742–45), Т. Грея («Эле­гия, на­пи­сан­ная на сель­ском клад­би­ще», 1751); сен­ти­мен­та­ли­ст­ские тен­ден­ции за­мет­ны в пси­хо­ло­гич. ро­ма­нах С. Ри­чард­со­на, у позд­не­го Г. Фил­дин­га, но наи­бо­лее яр­ко во­пло­ще­ны в твор­че­ст­ве Л.Стер­на (назв. «С.» ут­вер­ди­лось в Ев­ро­пе по­сле вы­хо­да в свет в 1768 его ро­ма­на «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ст­вие по Фран­ции и Ита­лии»); сре­ди са­мых зна­чит. пред­ста­ви­те­лей – О. Голд­смит, Дж. Лил­ло и Э. Мур. Во Фран­ции с С. свя­за­но твор­че­ст­во Д. Дид­ро, Ж. Ж. Рус­со (ро­ман «Юлия, или Но­вая Элои­за», 1761,– вер­ши­на франц. С.), Ж. Ф. Мар­мон­те­ля, Ж. П. К. де Фло­риа­на, Ж. А. Бер­нар­де­на де Сен-Пье­ра, Де­ту­ша, П. К. Н. де Ла­шос­се; в Гер­ма­нии – Ф. Г. Клоп­што­ка, Г. Э. Лес­син­га, мо­ло­до­го И. В. Гё­те (ро­ман «Стра­да­ния юно­го Вер­те­ра», 1774), К. Ф. Мо­ри­ца, по­этов «Сою­за ро­щи» (Л. К. Г. Хёль­ти и др.), Жан По­ля; в Поль­ше – Ф. Кар­пинь­ско­го. В Рос­сии С. наи­бо­лее яр­ко про­явил­ся в твор­че­ст­ве Н. М. Ка­рам­зи­на; к сен­ти­мен­та­ли­стам от­но­сят М. Н. Му­равь­ё­ва, И. И. Дмит­рие­ва, Ю. А. Не­ле­дин­ско­го-Ме­лец­ко­го, В. В. Кап­ни­ста, Н. А. Льво­ва; чер­ты сен­ти­мен­та­ли­ст­ской по­эти­ки при­су­щи про­из­ве­де­ни­ям А. Н. Ра­ди­ще­ва.

Ха­рак­тер­ные жан­ры по­эзии С. – эле­гия, идил­лия, по­сла­ние; дра­ма­тур­гии – слёз­ная ко­ме­дия, ме­щан­ская дра­ма; в про­зе пре­об­ла­да­ют эпи­сто­ляр­ный ро­ман, пу­те­вые за­мет­ки, днев­ни­ки и др. фор­мы с яр­ко вы­ра­жен­ным ис­по­ве­дальным на­ча­лом. Стрем­ле­ние вы­звать у чи­та­те­ля ощу­ще­ние бли­зо­сти рас­ска­зы­вае­мой ис­то­рии к его соб­ст­вен­но­му жиз­нен­но­му опы­ту и её аб­со­лют­ной до­сто­вер­но­сти по­ро­ди­ло свое­об­раз­ные ме­ст­ные ле­ген­ды: напр., о су­ще­ст­во­ва­нии ре­аль­но­го де­ре­ва, под ко­то­рым си­дел Вер­тер, ге­рой ро­ма­на Гё­те; пру­да, где уто­пи­лась бед­ная Ли­за из од­но­им. по­вес­ти Н. М. Ка­рам­зи­на, и др.

Позд­ний С. от­ли­ча­ет по­сле­до­ва­тель­ный ин­те­рес к ир­ра­цио­наль­но­му в че­лове­че­ской ду­ше и в ок­ру­жаю­щем ми­ре, к сфе­ре та­ин­ст­вен­но­го, не­по­знан­но­го и страш­но­го, ко­то­рый на­хо­дит во­пло­ще­ние в жан­ре го­ти­че­ско­го ро­ма­на.

В архитектуре и изобразительном искусстве

ГБУК «Самарский областной художественный музей» Семён Ф. Щедрин. «Мельница и башня Пиль в Павловске». 1792. Художественный музей (Самара).

В ар­хи­тек­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве С. во мно­гом со­при­ка­са­ет­ся с ро­ко­ко и клас­си­циз­мом. Для ря­да круп­ней­ших мас­те­ров 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. С. – лишь од­на из со­став­ляю­щих их твор­че­ст­ва. В соз­да­нии пей­заж­ных пар­ков 18 в. и ар­хи­тек­ту­ре рас­по­ло­жен­ных в них не­боль­ших двор­цов, па­виль­о­нов и др. строе­ний на­шли от­ра­же­ние свой­ст­вен­ные С. культ при­ро­ды, эле­гич. и пас­то­раль­ные на­строе­ния (ар­хи­тек­то­ры У. Кент, У. Чейм­берс в Ве­ликобритании, Ж. А. Габ­ри­ель, Р. Мик во Фран­ции, Ф. В. Эрд­манс­дорф в Гер­ма­нии; в Рос­сии – Ч. Ка­ме­рон, П. ди Г. Гон­за­го, В. И. Не­елов). В изо­бра­зит. иск-ве ха­рак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми С. мож­но счи­тать неж­ность, изя­ще­ст­во мо­де­ли­ров­ки и ко­ло­ри­стич. от­тен­ков, воз­душ­ность да­лей, ли­ст­вы и т. п.; об­щий от­пе­ча­ток бла­го­род­ной про­сто­ты; ут­вер­жде­ние са­мо­цен­но­сти внутр. ми­ра че­ло­ве­ка – в по­этич­ных жен­ских, юно­ше­ских и дет­ских порт­ре­тах скульп­то­ров Э. М. Фаль­ко­не, М. И. Коз­лов­ско­го, жи­во­пис­цев Ж. Б. Грё­за, Ж. Л. Вуа­ля, М. Л. Э. Ви­же-Леб­рён, Т. Гейнс­бо­ро, А. Ка­уф­ман, В. Л. Бо­ро­ви­ков­ско­го, в ме­лан­хо­лич­ных пей­за­жах с ан­тич­ны­ми руи­на­ми и пар­ко­вы­ми по­строй­ка­ми Ю. Ро­бе­ра, Се­мё­на Ф. Щед­ри­на и др.

В музыке

В му­зы­ке вы­ра­зи­те­ля­ми сен­ти­мен­та­ли­ст­ских на­строе­ний бы­ли К. Ф. Э. Бах и др. пред­ста­ви­те­ли бер­лин­ской шко­лы сер. – 2-й пол. 18 в. (см. так­же Га­лант­ный стиль), в Рос­сии – О. А. Коз­лов­ский. Эс­те­ти­ка С. ока­за­ла пря­мое воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие опе­ры: в ха­рак­те­ри­сти­ке пер­со­на­жей ак­цен­ти­ро­ва­лись бо­гат­ст­во и утон­чён­ность эмо­ций, вро­ж­дён­ное бла­го­род­ст­во. Из­люб­лен­ным стал сю­жет­ный мо­тив «ис­пы­та­ния доб­ро­де­те­ли», где вы­со­кие мо­раль­ные ка­че­ст­ва гл. ге­роя (в ко­мич. опе­ре обыч­но про­сто­лю­ди­на) про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся амо­ра­лиз­му его про­тив­ни­ков. Наи­бо­лее от­чёт­ли­во С. про­явил­ся в опе­ра-ко­мик («Де­ре­вен­ский кол­дун» Ж. Ж. Рус­со, 1752). В 1760–70-х гг. опе­ры в рус­ле эс­те­ти­ки С. соз­да­ва­ли П. А. Мон­си­ньи, Ф. Фи­ли­дор, А. Э. М. Грет­ри. Пред­ста­ви­те­ли С. в итал. опе­ре – Н. Пич­чин­ни, П. Ан­фос­си, от­час­ти Дж. Паи­зи­ел­ло («Ни­на, или Бе­зум­ная от люб­ви», 1789). В рус­ле С. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки ка­че­ст­вен­но но­во­го син­те­за му­зы­ки и дра­ма­тич. дей­ст­вия в жан­ре ме­ло­дра­мы.

В сценическом искусстве

В сце­ни­че­ском ис­кус­ст­ве тео­ре­тич. ос­но­вы С. бы­ли за­ло­же­ны тру­да­ми Ж. Ж. Рус­со («Пись­мо к Д’Аламберу о зре­ли­щах», 1758), Л. С. Мер­сье («О те­ат­ре, или Но­вый опыт о дра­ма­тиче­ском ис­кус­ст­ве», 1773), Я. Лен­ца («За­ме­ча­ния о те­ат­ре», 1774). Но­вый ре­пер­ту­ар, от­каз от ра­цио­на­ли­стич. мето­да, от дек­ла­ма­ции и ста­ту­ар­но­сти клас­си­циз­ма, культ чув­ст­ва и уг­луб­лён­ный ин­те­рес к внутр. ми­ру че­ло­ве­ка тре­бо­ва­ли от ак­тё­ра раз­ра­бот­ки бы­то­во­го по­ве­де­ния пер­со­на­жей, по­ка­за раз­ви­тия об­раза, пе­ре­да­чи ин­то­на­ций жи­вой взвол­но­ван­ной раз­го­вор­ной ре­чи. Всё это спо­соб­ст­во­ва­ло на­ко­п­ле­нию реа­ли­стич. тен­ден­ций в ак­тёр­ском иск-ве, в разл. сте­пе­ни про­явив­ших­ся в твор­че­ст­ве вы­даю­щихся ак­тё­ров 2-й пол. 18 в. – Д. Гар­ри­ка (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Ф. Л. Шрё­де­ра и И. Ф. Брок­ма­на (Гер­ма­ния). В Рос­сии влия­ние С. ска­за­лось в иг­ре А. Д. Ка­ра­ты­ги­ной (см. Ка­ра­ты­ги­ны), Я. Е. Шу­ше­ри­на, В. П. По­ме­ран­це­ва (см. По­ме­ран­це­вы).

Лит.: Асе­ев Б. Н. Рус­ский дра­ма­ти­че­ский те­атр XVII–XVIII ве­ков. М., 1958; Трон­ская М. Л. Не­мец­кий сен­ти­мен­таль­но-юмо­ри­сти­че­ский ро­ман эпо­хи Про­све­ще­ния. Л., 1965; Grenet A., Jodry C. La littérature de sentiment au 18 siècle. P., 1971; Guilhamet L. The sin­cere ideal: Studies on sincerity in eighteenth-century English literature. Montreal; L., 1974; Ор­лов П. А. Рус­ский сен­ти­мен­та­лизм. М., 1977; Barkhausen J. Die Vernunft des Sen­timenta­lismus. Tüb., 1983; Mullan J. Senti­ment and sociability: The language of feeling in the eighteenth century. Oxf., 1988; Weg­mann N. Diskurse der Empfindsamkeit. Stuttg., 1988; Van Sant A. J. Eighteenth-century sen­sibility and the novel: Senses in social context. Camb., 1993.

Вернуться к началу