Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОФО́КЛ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 736-737

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Журбина

СОФО́КЛ (Σοφοϰλῆς) (ок. 496 до н. э., дем Ко­лон Ло­ша­ди­ный, ны­не рай­он Афин – 2-я пол. 406 до н. э., Афи­ны), др.-греч. дра­ма­тург. Ис­точ­ни­ком био­гра­фич. све­де­ний о С. слу­жит его ано­ним­ное жиз­не­опи­са­ние (2–1 вв. до н. э., рус. пер. 1990). Ро­дил­ся в обес­пе­чен­ной се­мье ору­жей­ни­ка Со­фил­ла; по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. В 468 или 469 на Дио­ни­си­ях по­бе­дил Эс­хи­ла. В те­че­ние по­лу­ве­ка – са­мый по­пу­ляр­ный дра­ма­тург в Афи­нах; уча­ст­во­вал при­мер­но в 30 дра­ма­тич. со­стя­за­ни­ях, по­бе­дил, ве­ро­ят­но, в 24 из них; ни ра­зу не за­ни­мал мес­та ни­же вто­ро­го. Ари­сто­фан в сво­ей ко­ме­дии «Ля­гуш­ки» на­звал С. «тра­ги­ком луч­ше Ев­ри­пи­да». По­сле бит­вы при Са­ла­ми­не (480) был ру­ко­во­ди­те­лем хо­ра (пеа­на) на нар. празд­ни­ке. В 443–442 при Пе­рик­ле ис­пол­нял обя­зан­но­сти чле­на кол­ле­гии ка­зна­че­ев, ок. 441, во вре­мя Са­мос­ской вой­ны, был из­бран од­ним из 10 стра­те­гов. В 413–411 пред­по­ло­жи­тель­но член т. н. оли­гар­хич. ко­мис­сии про­бу­лов (гос. со­вет­ни­ков). С. уча­ст­во­вал в пе­ре­не­се­нии куль­та Аск­ле­пия из Эпи­дав­ра и ус­та­но­вил его ал­тарь в сво­ём до­ме, бла­го­да­ря это­му со­бы­тию афи­ня­не при­свои­ли С. про­зви­ще Дек­си­он (Вос­при­имец).

С. – один из наи­бо­лее зна­чит. пред­ста­ви­те­лей др.-греч. лит-ры. Сло­варь Су­ды при­пи­сы­ва­ет ему 123 дра­ма­тич. про­из­ве­де­ния, из ко­то­рых пол­но­стью дош­ли до на­ших дней лишь семь тра­ге­дий (бла­го­да­ря то­му, что они бы­ли вклю­че­ны в ком­мен­ти­ро­ван­ные сб-ки для школь­но­го чте­ния). Ос­таль­ные про­из­ве­де­ния С. со­хра­ни­лись фраг­мен­тар­но; об­на­ру­же­но св. 1100 фраг­мен­тов, в т. ч. от­рывки из са­ти­ров­ской дра­мы «Сле­до­пы­ты» («’Ιχνευταί»; па­пи­рус с тек­стом най­ден в 1907 в Егип­те, изд. в 1912; рус. пер. – 1912).

Раз­ви­ваю­щие ши­ро­ко из­вест­ные ми­фо­ло­гич. сю­же­ты пье­сы С. не все­гда на­дёж­но да­ти­ру­ют­ся. К ран­не­му пе­рио­ду тра­ди­ци­он­но от­но­сят тра­ге­дии: «Аякс» («Αἲας», ме­ж­ду 450 и 430?), «Тра­хи­нян­ки» («Τραχίνιαι», ок. 450?) и «Ан­ти­го­на» («’Αντιγόνη», до 441; сокр. рус. пер. П. Ю. Льво­ва, 1801; рус. пер. А. А. Гри­горь­е­ва, 1846, и др.). Сю­жет «Аяк­са» стро­ит­ся во­круг са­мо­убий­ст­ва Аяк­са Те­ла­мо­ни­да (см. Аяк­сы). В «Тра­хи­нян­ках» опи­сы­ва­ют­ся об­стоя­тель­ст­ва са­мо­убий­ст­ва Ге­рак­ла, стра­даю­ще­го от не­стер­пи­мой бо­ли и сме­ло вос­хо­дя­ще­го на по­гре­баль­ный кос­тёр, а так­же смерть его суп­ру­ги Дея­ни­ры. Вер­ши­на твор­че­ст­ва С. – тра­ге­дия «Царь Эдип» («Οἰδίπους Τύραννος», не позд­нее 425; сокр. рус. пер. Я. А. Га­лин­ков­ско­го, 1803; рус. пе­ре­во­ды – С. Д. Шес­та­ко­ва, 1852; О. П. Вейсс, 1893; и др.), ко­то­рую Ари­сто­тель в «По­эти­ке» на­звал «иде­аль­ной». К бо­лее позд­не­му пе­рио­ду от­но­сят­ся пье­сы «Элек­тра» [«’Ηλέϰτρα», пост. ок. 415 до н. э. (?)], «Фи­лок­тет» («Φιλοϰτήτης», пост. в 409 до н. э.; про­за­ич. рус. пер. В. Д. Го­ли­цы­на с франц. пе­рело­же­ния, 1799; по­этич. пер. С. Т. Ак­са­ко­ва с франц. тек­ста Ж. Ф. де Ла­гарпа, 1816, и др.) и «Эдип в Ко­ло­не» («Οἰδίπους ἐπὶ Κολωνῷ», созд. в 407–406 до н. э., пост. по­смерт­но вну­ком С. в 401 до н. э.; сокр. рус. пер. Льво­ва, 1801; рус. пер. В. И. Во­до­во­зо­ва, 1859; и др.). В «Элек­тре» из­ла­га­ет­ся тот же ми­фо­ло­гич. сю­жет, что и в тра­ге­ди­ях «Хо­эфо­ры» Эс­хи­ла и «Элек­тра» Ев­ри­пи­да, т. е. пре­да­ние о мес­ти Элек­тры, при­чём во­прос о том, ка­кая из тра­ге­дий – С. или Ев­ри­пи­да – бо­лее ран­няя, не раз­ре­шён. Тра­ге­дии «Ан­ти­го­на», «Царь Эдип» и «Эдип в Ко­ло­не» свя­за­ны с ис­то­рия­ми об Эди­пе и его род­ст­вен­ни­ках (Ио­ка­ста, Ан­ти­го­на, По­ли­ник), об­ра­зуя т. н. фи­ван­ский цикл.

В ран­нем твор­че­ст­ве С. ис­пы­тал зна­чит. влия­ние Эс­хи­ла, од­на­ко со вре­ме­нем стал бо­лее са­мо­стоя­тель­ным как в фор­маль­ном, так и со­дер­жат. пла­не. Осн. фор­маль­ной но­ва­ци­ей С. ста­ло вве­де­ние третье­го ак­тё­ра, что по­зво­ли­ло умень­шить зна­че­ние хо­ра и уси­лить дра­ма­тизм дей­ст­вия. Пье­сы С. про­ни­за­ны фа­та­лиз­мом; прак­ти­че­ски в ка­ж­дой из них на­ли­че­ст­ву­ет мо­тив про­ро­че­ст­ва. В цен­тре кон­флик­та – внутр. пе­ре­жи­ва­ния ге­ро­ев. Од­на­ко, ес­ли у Эс­хи­ла ге­рои счи­та­ют слу­чаю­щие­ся с ни­ми со­бы­тия про­яв­ле­ни­ем не­от­вра­ти­мо­го бо­же­ст­вен­но­го за­ко­на и этич. воз­мез­дия, то ге­рои С. не по­ни­ма­ют смыс­ла выс­шей во­ли, они пы­та­ют­ся рас­по­знать при­чи­ны сво­их не­сча­стий и пред­при­ни­ма­ют без­ус­пеш­ные по­пыт­ки борь­бы с ро­ком. Пер­со­на­жи С. пси­хо­ло­ги­че­ски мно­го­гран­ны и ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ва­ны, они со­мне­ва­ют­ся, оши­ба­ют­ся, ис­пы­ты­ва­ют глу­бо­кие пе­ре­жи­ва­ния, пы­та­ют­ся по­сту­пать по со­вес­ти и по­то­му час­то ока­зы­ва­ют­ся дос­той­ны­ми зри­тель­ско­го со­чув­ст­вия. Диа­ло­ги С. обыч­но очень ди­на­мич­ны, как и са­мо дей­ст­вие, ча­ще все­го за­кан­чи­ваю­щее­ся ес­те­ст­вен­ной и ло­гич­но вы­те­каю­щей из кон­флик­та раз­вяз­кой. За это С. впо­след­ст­вии хва­лил Ари­сто­тель, ко­то­рый так­же при­пи­сы­вал ему вве­де­ние «ске­но­гра­фии», т. е. кра­ше­но­го зад­ни­ка сце­ны – фак­ти­че­ски пер­вой де­ко­ра­ции.

Твор­че­ст­во С., поль­зо­вав­шее­ся зна­чит. по­пу­ляр­но­стью в ан­тич­но­сти, ока­за­ло боль­шое влия­ние на тра­ге­дию клас­си­циз­ма; сю­же­ты пьес не­од­но­крат­но пе­ре­ос­мыс­ля­лись в ев­роп. куль­ту­ре на­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Пер­вое пе­чат­ное из­да­ние С. вы­шло в 1502 у Ма­ну­ция Аль­да Стар­ше­го. Пер­вый пол­ный рус. пе­ре­вод всех се­ми тра­ге­дий, вы­пол­нен­ный И. И. Мар­ты­но­вым, вы­шел в 1823–1825. Тра­ге­дии С. пе­ре­во­ди­ли так­же Д. С. Ме­реж­ков­ский, Ф. Ф. Зе­лин­ский, С. В. Шер­вин­ский, А. И. Пи­от­ров­ский и др.

Соч.: Fabulae / Rec. A. C. Pearson. Oxf., 1928; Тра­ге­дии. М., 1958; Tragoediae / Ed. R. D. Dawe. Lpz., 1984–1985. Vol. 1–2; Тра­ге­дии. М., 1988; Дра­мы. М., 1990.

Лит.: Knox B. M. W. The heroic temper: Studies in Sophoclean thought. Berk.; L., 1964; Bowra C. M. Sophoclean tragedy. Oxf., 1965; Яр­хо В. Н. Тра­ге­дия Со­фок­ла «Ан­тиго­на». М., 1986; Kirkwood G. M. A study of Sophoclean drama. Ithaca; L., 1994; Segal P. Ch. Sophocles’ tragic world. L., 1998.

Вернуться к началу