Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛОУ́ХИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 675

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Р. Левицкий

СОЛОУ́ХИН Вла­ди­мир Алек­сее­вич (14.6.1924, с. Але­пи­но Вла­ди­мир­ской губ. – 4.4.1997, Мо­ск­ва; по­хо­ро­нен в с. Але­пи­но), рус. пи­са­тель. Из кре­сть­ян­ской се­мьи. Учил­ся во Вла­ди­мир­ском ме­ха­нич. тех­ни­ку­ме (1938–42); во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны слу­жил в вой­сках осо­бо­го на­зна­че­ния, ох­ра­няв­ших Мо­с­ков­ский Кремль. Окон­чил Лит. ин-т им. А. М. Горь­ко­го (1951). Чл. пре­зи­диу­ма СП РСФСР (1958–85), чл. пре­зи­диу­ма СП СССР (с 1959).

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1946. Ав­тор по­этических сб-ков «Дождь в сте­пи» (1953), «Раз­рыв-тра­ва» (1956), «Ру­чьи на ас­фаль­те» (1958), «Имею­щий в ру­ках цве­ты» (1962), «Жить на зем­ле» (1965) и др., про­ни­зан­ных раз­мыш­ле­ния­ми о про­шлом и бу­ду­щем род­ной стра­ны, о рус. при­ро­де. В по­эзии по­сле­до­ва­тель­но эво­лю­цио­ни­ро­вал к вер­либ­ру и бе­ло­му сти­ху; в даль­ней­шем вновь вер­нул­ся к тра­диц. фор­ме (сб. «Ве­нок со­не­тов», 1975). В сер. 1950-х гг. вы­сту­пил как про­за­ик: кни­ги очер­ков о про­бле­мах сель­ско­го хо­зяй­ст­ва «Ро­ж­де­ние Зер­но­гра­да» (1955) и «Зо­ло­тое дно» (1956). Извест­ность при­нес­ли про­ник­ну­тые раз­мыш­ле­ния­ми о судь­бах кре­сть­ян­ст­ва ли­рич. по­вес­ти «Вла­ди­мир­ские про­сёл­ки» (1957, с цен­зур­ны­ми ку­пю­ра­ми; опубл. пол­но­стью в 1990), где от­ра­зи­лись впе­чат­ле­ния С. от пе­ше­го пу­те­ше­ст­вия по Вла­ди­мир­ской обл., и «Ка­п­ля ро­сы» (1960) – о род­ном се­ле, ко­то­рые ста­ли од­ним из ран­них про­яв­ле­ний де­ре­вен­ской про­зы. В этом рус­ле раз­ви­ва­лось всё по­сле­дую­щее твор­че­ст­во пи­са­те­ля: ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Мать-ма­че­ха» (1964), рас­ска­зы (сб-ки «Мёд на хле­бе», 1978, «Вол­шеб­ная па­лоч­ка», 1983, и др.), ли­рич. по­весть «Пре­крас­ная Ады­ге­не» (1963), кни­ги очер­ков «Гри­го­ро­вы ост­ро­ва» (1963), «Тре­тья охо­та» (1967) и др. Про­зе С. при­су­ще со­че­та­ние ли­риз­ма и пуб­ли­ци­стич­но­сти; она про­ни­за­на глу­бо­ким вос­хи­ще­ни­ем при­ро­дой и куль­ту­рой род­ной зем­ли и на­це­ле­на на от­стаи­ва­ние тра­диц. хри­сти­ан­ских цен­но­стей. Зна­чит. об­ществ. ре­зо­нанс по­лу­чи­ли ху­дож.-пуб­ли­ци­стич. кни­ги «Пись­ма из Рус­ско­го му­зея» (1966), «Вре­мя со­би­рать кам­ни» (1980, об Оп­ти­ной пус­ты­ни), рас­сказ «Чёр­ные дос­ки» (1969, о рус. ико­нах), в ко­то­рых бы­ли за­тро­ну­ты про­бле­мы пат­рио­тич. вос­пи­та­ния, со­хра­не­ния ду­хов­ных ос­нов рус. на­ро­да и его куль­тур­но-ис­то­рич. на­сле­дия. По­вы­шен­ная эмо­цио­наль­ность от­ли­ча­ет про­из­ве­де­ния 1980–90-х гг., по­свя­щён­ные раз­вен­ча­нию сов. ми­фов о В. И. Ле­ни­не, Гражд. вой­не 1917–22, кол­лек­ти­ви­за­ции: по­вес­ти «Смех за ле­вым пле­чом» (1989), «При све­те дня» (1992), «Со­лё­ное озе­ро» (1994); ав­тобио­гра­фич. ро­ман «По­след­няя сту­пень (Ис­по­ведь ва­ше­го со­вре­мен­ни­ка)» (1995). Ра­зо­ча­ро­вав­шись в 1990-е гг. в про­во­ди­мых пра­ви­тель­ст­вом ре­фор­мах, рез­ко кри­ти­ко­вал ли­бе­ра­лов; вы­сту­пал с на­цио­на­ли­стич. и мо­нар­хи­ст­ских по­зи­ций. В ме­му­ар­ной кн. «Ча­ша» (опубл. в 1998, посм.) – раз­мыш­ле­ния о по­сле­ре­во­люц. рус. эмиг­ра­ции и её ро­ли в отеч. куль­ту­ре. Гос. пр. РСФСР (1979).

Соч.: [Собр. соч.]: В 5 т. 2-е изд. М., 2011.

Лит.: Фе­до­со­ва Е. А. Те­ма ис­кус­ст­ва в ху­до­же­ст­вен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ских очер­ках В. А. Со­ло­ухи­на. Рос­тов н/Д., 2008; Пре­дан­ность: К 85-ле­тию со дня ро­ж­де­ния В. А. Со­ло­ухи­на. М., 2008.

Вернуться к началу