Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛЖЕНИ́ЦЫН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 642-644

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

СОЛЖЕНИ́ЦЫН Алек­сандр Исае­вич (Иса­а­кие­вич) (11.12.1918, Ки­сло­водск – 3.8.2008, Мо­ск­ва), рус. пи­са­тель, пуб­ли­цист, об­ществ. дея­тель; акад. РАН (1997). Отец из кре­сть­ян, по­гиб до ро­ж­де­ния сы­на; мать из се­мьи од­но­го из бо­га­тей­ших ку­бан­ских зем­ле­вла­дель­цев, вы­бив­ше­го­ся из бат­ра­ков. [В ро­ман­ной эпо­пее С. «Крас­ное Ко­ле­со: По­ве­ст­во­ва­нье в от­ме­рен­ных сро­ках» (окон­чен в 1989, пол­но­стью изд. в 1983–91) отец и мать ста­нут про­то­ти­па­ми Са­ни Ла­же­ни­цы­на и Ксе­нии Том­чак.] В 1924 С. с ма­те­рью пе­ре­бра­лись в Рос­тов-на-До­ну, где в 1936 он окон­чил шко­лу. Ещё в школь­ные го­ды С. об­на­ру­жил склон­ность к ли­те­ра­ту­ре: пи­сал сти­хи и эс­се, за­ду­мал ро­ман о ре­во­лю­ции 1917; ув­ле­кал­ся ис­то­ри­ей и по­ли­тич. про­бле­ма­ти­кой. В 1936 по­сту­пил на фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-т Рос­тов­ско­го ун-та, ко­то­рый окон­чил с от­ли­чи­ем в 1941. В 1939–41 па­рал­лель­но учил­ся на за­оч­ном от­де­ле­нии ли­те­ра­ту­ры моск. Ин-та фи­ло­со­фии, ли­те­ра­ту­ры и ис­то­рии (учё­ба бы­ла пре­рва­на из-за на­чав­шей­ся вой­ны). В 1937 об­ра­тил­ся к сбо­ру ма­те­риа­лов по ис­то­рии «Сам­со­нов­ской ка­та­ст­ро­фы» 1914 и на­пи­са­нию пер­вых глав ро­ма­на «Ав­густ че­тыр­на­дца­то­го» (пер­вая часть «Крас­но­го Ко­ле­са»; опубл. в Па­ри­же в 1971, пе­ре­ра­бо­тан­ное изд. – 1983). В 1942 про­хо­дил обу­че­ние в арт. уч-ще в Ко­ст­ро­ме; с февр. 1943 по на­ча­ло февр. 1945 на фрон­те; уча­ст­во­вал в бое­вых опе­ра­ци­ях. На­хо­дясь на фрон­те, вёл пе­ре­пис­ку с од­ним из дру­зей; в пись­мах со­дер­жа­лись рез­ко не­га­тив­ные су­ж­де­ния об И. В. Ста­ли­не и о соз­дан­ной им со­ци­аль­но-по­ли­тич. сис­те­ме, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зо­ва­лась как ис­ка­же­ние и из­вра­ще­ние под­лин­ных (ле­нин­ских) со­циа­ли­стич. прин­ци­пов и но­вое кре­по­ст­ное пра­во. По­сле пер­лю­ст­ра­ции пи­сем во­ен. цен­зу­рой 9.2.1945 С. аре­сто­ван и пре­про­во­ж­дён в Мо­ск­ву, в Лу­бян­скую тюрь­му. 7.7.1945 при­го­во­рён к 8 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей и к по­сле­дую­щей веч­ной ссыл­ке. Срок от­бы­вал сна­ча­ла в Но­во­ие­ру­са­лим­ском ла­ге­ре под Мо­ск­вой, за­тем – в Мо­ск­ве на строи­тель­ст­ве жи­лых зда­ний, с ию­ля 1946 по 19.5.1950 – в разл. за­кры­тых кон­ст­рук­тор­ских бю­ро («ша­раш­ках»), в т. ч. в пос. Мар­фино (близ Мо­ск­вы); ра­бо­тал ма­те­ма­ти­ком. Из-за кон­флик­та с на­чаль­ст­вом от­прав­лен в тюрь­му, за­тем – в Сте­п­лаг (осо­бый ла­герь в Эки­ба­сту­зе, Ка­зах­стан), где на­хо­дил­ся до окон­ча­ния сро­ка за­клю­че­ния (11.2.1953). В ла­ге­ре С. окон­ча­тель­но при­хо­дит к мыс­ли о по­роч­но­сти мар­кси­ст­ской идео­ло­гии и со­циа­ли­стич. сис­те­мы.

По­сле ос­во­бо­ж­де­ния С. со­слан на по­се­ле­ние в с. Бер­лик (Юж. Ка­зах­стан), где ра­бо­тал в шко­ле учи­те­лем фи­зи­ки и ма­те­ма­ти­ки. В 1954 тя­же­ло за­бо­лел, ле­чил­ся в боль­ни­це в Таш­кен­те, вско­ре вы­ле­чил­ся и вос­при­нял ис­це­ле­ние как чу­до и как знак, ука­зы­ваю­щий на его мис­сию – по­ве­дать об­ще­ст­ву и ми­ру о ла­ге­рях и о чу­до­вищ­ных пре­сту­п­ле­ни­ях сов. ре­прес­сив­ной сис­те­мы. Ос­во­бо­ж­дён в ию­не 1956 ре­ше­ни­ем ВС СССР, в авг. 1956 вер­нул­ся в Центр. Рос­сию, по­се­лил­ся в пос. Тор­фо­про­дукт Вла­ди­мир­ской обл.; пре­по­да­вал в шко­ле. Реа­би­ли­ти­ро­ван 6.2.1957. В 1957–62 ра­бо­тал школь­ным учи­те­лем в Ря­за­ни. Пуб­ли­ка­ция в 1962 в ж. «Но­вый мир» (№ 11) рас­ска­за «Один день Ива­на Де­ни­со­ви­ча» (под­цен­зур­ная ре­дак­ция; пер­во­на­чаль­ное назв. – «Щ-854», др. назв. – «Один день од­но­го зэ­ка», на­пи­сан в 1959 на ос­но­ве лич­но­го ла­гер­но­го опы­та) о со­бы­ти­ях од­но­го дня из жиз­ни за­клю­чён­но­го в сов. конц­ла­ге­ре ста­лин­ско­го вре­ме­ни при­но­сит С. ши­ро­кую из­вест­ность. В рас­ска­зе, на­пе­ча­тан­ном по ини­циа­ти­ве А. Т. Твар­дов­ско­го, до­бив­ше­го­ся раз­ре­ше­ния на пуб­ли­ка­цию от Н. С. Хру­щё­ва, ко­то­рый раз­вер­нул кам­па­нию по борь­бе с куль­том лич­но­сти Ста­ли­на, про­яви­лись ха­рак­тер­ные и для даль­ней­ше­го твор­че­ст­ва С. ус­та­нов­ка на до­ку­мен­таль­ность и на сказ в со­че­та­нии с глу­бин­ной сим­во­лич­но­стью и прит­че­во­стью. Вы­ра­жаю­щий нравств. ис­ти­ну и здра­вый смысл про­стой че­ло­век – сол­дат, в про­шлом кре­сть­я­нин, как и кре­сть­ян­ка-пра­вед­ни­ца из рас­ска­за «Мат­рё­нин двор» (опубл. в 1963, пер­во­на­чаль­ное назв. – «Не сто­ит се­ло без пра­вед­ни­ка») ста­нут из­люб­лен­ны­ми ге­роя­ми рус. де­ре­вен­ской про­зы.

С. по­лу­ча­ет офиц. при­зна­ние: в 1962 он при­нят в СП РСФСР; вы­дви­нут на со­ис­ка­ние Ле­нин­ской пр. за 1964, ко­то­рую ему, од­на­ко, не при­су­ж­да­ют. От­но­ше­ние вла­сти и функ­цио­не­ров из лит. сре­ды к С. по­сте­пен­но ста­но­вит­ся от­чу­ж­дён­ным и да­же вра­ж­деб­ным; по­пыт­ки до­бить­ся раз­ре­ше­ния на пе­ча­та­ние по­вес­ти «Ра­ко­вый кор­пус» и ро­ма­на «В кру­ге пер­вом», на­пи­сан­ных ме­ж­ду 1955 и 1968 и от­ра­зив­ших опыт ла­ге­ря и ссыл­ки, ока­зы­ва­ют­ся без­ус­пеш­ны­ми. В мае 1967 С. об­ра­ща­ет­ся с от­кры­тым пись­мом к 4-му съез­ду СП СССР, при­зы­вая уп­разд­нить цен­зу­ру (ис­то­рия кон­флик­та С. с офиц. пи­са­тель­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми и с сов. вла­стью опи­са­на в ме­му­ар­ной кн. «Бо­дал­ся те­лё­нок с ду­бом», изд. в Па­ри­же в 1975); вы­сту­па­ет с не­под­цен­зур­ны­ми пуб­ли­ци­стич. воз­зва­ния­ми и пись­ма­ми («Жить не по лжи!», «Пись­мо во­ж­дям Со­вет­ско­го Сою­за», оба 1974, и др.). От­но­ше­ние вла­стей к С. ста­но­вит­ся осо­бен­но не­при­яз­нен­ным по­сле пуб­ли­ка­ции на За­па­де в 1968 крат­кой ре­дак­ции «В кру­ге пер­вом» и «Ра­ко­во­го кор­пу­са», при­ня­тия Но­бе­лев­ской пре­мии (1970), а так­же вы­хо­да за гра­ни­цей 1-го то­ма кн. «Ар­хи­пе­лаг ГУЛАГ: Опыт ху­до­же­ст­вен­но­го ис­сле­до­ва­ния» (1973). Это мас­штаб­ное и бес­пре­це­дент­ное по объ­ё­му ма­те­риа­ла про­из­ве­де­ние о ре­прес­си­ях в сов. эпо­ху (с 1918 по 1956), ра­бо­та над ко­то­рым бы­ла на­ча­та в 1958, со­еди­ни­ло чер­ты ис­то­рич. тру­да, со­б­ра­ния ме­муа­ров, лич­но­го ис­по­ве­даль­но­го сви­де­тель­ст­ва и ху­дож. по­ве­ст­во­ва­ния. В 1969 С. ис­клю­чи­ли из Сою­за пи­са­телей; в нач. 1974 в сов. прес­се бы­ла откры­та трав­ля С., под­го­то­вив­шая его арест и вы­сыл­ку 13.2.1974 в ФРГ. В 1974–76 жил в Цю­ри­хе (Швей­ца­рия), где ос­но­вал Рус. об­ществ. фонд по­мо­щи за­клю­чён­ным и их семь­ям.

В 1976 С. пе­ре­се­лил­ся в США, в штат Вер­монт, где им был при­об­ре­тён зе­мель­ный уча­сток. В Аме­ри­ке за­вер­ша­ет­ся ра­бо­та над 10-том­ным цик­лом из че­ты­рёх ро­ма­нов-«уз­лов» «Крас­ное Ко­ле­со» («Ав­густ че­тыр­на­дца­то­го», 1983; «Ок­тябрь ше­ст­на­дца­то­го», 1984; «Март сем­на­дца­то­го», 1986; «Ап­рель сем­на­дца­то­го», 1991) – уни­каль­ным в жан­ро­вом от­но­ше­нии про­из­ве­де­ни­ем, со­еди­няю­щем в се­бе при­зна­ки бел­лет­ри­сти­че­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния (ро­ма­на-эпо­пеи), до­ку­мен­таль­ной ле­то­пи­си и ис­то­рио­соф­ско­го трак­та­та. По­свя­щён­ный ре­во­лю­ци­ям 1917 и их пре­дыс­то­рии цикл, как и ра­нее ро­ман «В кру­ге пер­вом», стро­ит­ся на скре­ще­нии не­сколь­ких сю­жет­ных ли­ний и то­чек зре­ния пер­со­на­жей разл. со­ци­аль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, час­то с ан­та­го­ни­стич. по­ли­тич. взгля­да­ми; ши­ро­ко ис­поль­зо­ван ха­рак­тер­ный для за­ру­беж­ной мо­дер­ни­ст­ской ли­те­ра­ту­ры (Дж. Дос Пас­сос и др.) и ки­не­ма­то­гра­фа при­ём мон­та­жа. От­час­ти сле­дуя за Л. Н. Тол­стым как ав­то­ром «Вой­ны и ми­ра», С. в про­ти­во­по­лож­ность ему ак­цен­ти­ру­ет идею зна­чит. ро­ли лич­но­сти в ис­то­рии и пер­со­наль­ной от­вет­ст­вен­но­сти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка за про­ис­хо­дя­щее. Как пуб­ли­цист, со­ци­аль­ный и по­ли­ти­че­ский мыс­ли­тель, С. в этот пе­ри­од вы­сту­па­ет с кри­ти­кой ли­бе­ра­лиз­ма и совр. зап. ци­ви­ли­за­ции, про­ти­во­пос­тав­ляя им идеи кон­сер­ва­тиз­ма и рус. куль­ту­ру до­ре­во­люц. эпо­хи, ос­но­ван­ные на хри­сти­ан­ских цен­но­стях (лек­ция при вру­че­нии Темп­л­то­нов­ской пр., 1983; по­ле­ми­ка с А. Д. Си­няв­ским, ра­нее, ещё в СССР, спор с А. Д. Са­ха­ро­вым).

Бла­го­да­ря пе­ре­строй­ке в 1989 на ро­ди­не пи­са­те­ля был опуб­ли­ко­ван «Ар­хи­пе­лаг ГУЛАГ»; в ию­ле 1989 он вос­ста­нов­лен в Сою­зе пи­са­те­лей. В авг. 1990 С. вер­ну­ли сов. гра­ж­дан­ст­во, в сент. 1991 Ге­не­раль­ная про­ку­ра­ту­ра СССР сня­ла с С. об­ви­не­ние в «из­ме­не Ро­ди­не» от 1974. С. на­чал дея­тель­но уча­ст­во­вать в рос. со­ци­аль­ной и по­ли­тич. жиз­ни: ст. «Как нам обу­строить Рос­сию?» (1990) – про­ект ре­форм на ос­но­ве воз­ро­ж­де­ния и раз­ви­тия тра­ди­ций зем­ско­го са­мо­управ­ле­ния. В кон­це мая 1994 С. вер­нул­ся в Рос­сию, пред­при­няв поч­ти двух­ме­сяч­ное пу­те­ше­ст­вие че­рез всю стра­ну от Ма­га­да­на до Мо­ск­вы для зна­ком­ст­ва с совр. Рос­си­ей. 28.10.1994 вы­сту­пил в Гос. ду­ме с ре­чью, со­дер­жа­щей кри­тику ре­форм, раз­ра­бо­тан­ных и про­ве­дён­ных пра­ви­тель­ст­вом Е. Т. Гай­да­ра, и пред­ло­жил ре­ши­тель­но из­ме­нить ха­рак­тер пре­об­ра­зо­ва­ний, сде­лав их со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми и уко­ре­нён­ны­ми в нац. тра­ди­ци­ях. Цикл те­ле­пе­ре­дач С. на ка­на­ле ОРТ (1995), где не­га­тив­но оце­ни­ва­лась скла­ды­ваю­щая­ся пост­со­вет­ская ре­аль­ность, был пре­рван по рас­по­ря­же­нию ру­ко­во­дства ка­на­ла. В 1998 пред­став­лен к выс­шей гос. на­гра­де – ор­де­ну Св. апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го, от ко­то­рой от­ка­зал­ся, про­тес­туя про­тив не­тер­пи­мой со­ци­аль­ной си­туа­ции в стра­не.

По­сле воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну С. не­од­но­крат­но по­се­щал разл. рос. го­ро­да, вы­сту­пал с лек­ция­ми, ор­га­ни­зо­вал биб­лио­те­ку-фонд «Рус­ское за­ру­бе­жье»; на­пи­сал се­рию ли­те­ра­тур­но-кри­тич. ста­тей о рус. пи­са­те­лях «Ли­те­ра­тур­ная кол­лек­ция»; ме­муа­ры «Уго­ди­ло зёр­ныш­ко про­меж двух жер­но­вов. Очер­ки из­гна­ния» (1998–2003), кн. «Две­сти лет вме­сте» (2001–02) о рус­ско-ев­рей­ских взаи­мо­от­но­ше­ни­ях; пуб­ли­ци­стич. кн. «Рос­сия в об­ва­ле» (опубл. в 1998), где дал бес­по­щад­ную оцен­ку эко­но­мич. по­ло­же­ния и со­ци­аль­ных про­блем пост­со­вет­ской Рос­сии. В 2006 по ро­ма­ну «В кру­ге пер­вом» снят мно­го­се­рий­ный те­ле­фильм (реж. и сце­на­рист Г. А. Пан­фи­лов, за­кад­ро­вый текст чи­та­ет С.). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: пье­сы, рас­ска­зы; цикл про­за­ич. ми­ниа­тюр «Кро­хот­ки»; сти­хо­тво­ре­ния; кн. «Рус­ский сло­варь язы­ко­во­го рас­ши­ре­ния» (1990), где пред­ло­же­ны лек­сич. пре­об­ра­зо­ва­ния совр. рус. яз. на др.-рус. ос­но­ве.

В сво­ём твор­че­ст­ве, со­че­таю­щем тра­ди­ции рус. клас­сич. лит-ры с эле­мен­та­ми мо­дер­ни­ст­ской по­эти­ки, как и в об­ществ. дея­тель­но­сти, С. стал по­след­ним по вре­ме­ни рус. пи­са­те­лем, пре­тен­до­вав­шим быть «про­ро­ком» – на­став­ни­ком и учи­те­лем жиз­ни.

Гос. пр. РСФСР (1990, 2006). На­гра­ж­дён ор­де­ном Крас­ной Звез­ды (1944), Боль­шой зо­ло­той ме­да­лью им. М. В. Ло­мо­но­со­ва РАН (1998).

Соч.: Собр. соч. Вер­монт; Па­риж, 1978–1991. Т. 1–20; Пуб­ли­ци­сти­ка. Яро­славль, 1995–1997. Т. 1–3; Бо­дал­ся те­ле­нок с ду­бом: Очер­ки ли­те­ра­тур­ной жиз­ни. 2-е изд. М., 1996; Собр. соч. М., 1999–2005. Т. 1–9; Собр. соч.: В 30 т. М., 2006–.

Лит.: Ржев­ский Л. Тво­рец и под­виг: Очер­ки по твор­че­ст­ву А. Сол­же­ни­цы­на. Fr./M., 1972; «Ав­густ че­тыр­на­дца­то­го» чи­та­ют на ро­ди­не: Сб. ста­тей и от­зы­вов. [P.], 1973; Krasnov V. Solzhenitsyn and Dostoevsky: A study in the po­lyphonic novel. Athens, 1980; Шне­ер­сон М. А. Сол­же­ни­цын: Очер­ки твор­че­ст­ва. Fr./M., 1984; Гел­лер М. Я. А. Сол­же­ни­цын. (К 70-ле­тию со дня ро­ж­де­ния). L., 1989; Ни­ва Ж. Сол­же­ни­цын. М., 1992; Меш­ков Ю. А. А. Сол­же­ни­цын: Лич­ность, твор­че­ст­во, вре­мя. Ека­те­рин­бург, 1993; Спи­ва­ков­ский П. Е. Фе­но­мен А. И. Сол­же­ни­цы­на: Но­вый взгляд. М., 1998; Мед­ве­дев Р. А. Сол­же­ни­цын и Са­ха­ров. М., 2002; Са­ра­скина Л. И. А. Сол­же­ни­цын. М., 2009; Ло­сев Л. В. Сол­же­ни­цын и Брод­ский как со­седи. СПб., 2010; Не­мзер А. С. «Крас­ное Коле­со» А. Сол­же­ни­цы­на: Опыт про­чте­ния. М., 2011; Сар­нов Б. Фе­но­мен Сол­же­ни­цы­на. М., 2012; Ран­чин А. М. Пе­ре­клич­ка Ка­мен: Фи­ло­ло­ги­че­ские этю­ды. М., 2013; А. И. Сол­же­ни­цын: Ма­те­риа­лы к био­биб­лио­гра­фии / Отв. ред. Н. Г. За­ха­рен­ко. СПб., 2007.

Вернуться к началу