СЛОВА́ЦКИЙ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЛОВА́ЦКИЙ (Słowacki) Юлиуш (4.9.1809, Кременец, Волынская губ., Рос. империя, ныне в составе Украины – 3.4.1849, Париж; в 1927 перезахоронен в Кафедральном соборе Вавельского замка в Кракове), польск. поэт, драматург. Родился в семье профессора, рано потерял отца. Окончил юридич. ф-т Виленского ун-та (1928). В 1929 поступил на гос. службу в Варшаве. После подавления Польского восстания 1830–31 поселился в Париже; много путешествовал, в т. ч. по Ближнему Востоку (1836–37). В 1842–43 в Париже увлёкся мистико-религ. теориями, примкнув к кружку мистика А. Товяньского. В 1848 ненадолго приехал в Познань, где поддержал восстание крестьян.
С. – один из крупнейших представителей польск. романтизма. Дебютировал стихотворениями в духе А. Мицкевича и Дж. Байрона, в которых воспел одиночество, страдания, отверженность от мира: поэмы «Гуго» («Hugo», 1829), «Араб» («Arab», 1830), «Ян Белецкий» («Jan Bielecki», 1830) и др. Широкую известность снискала патриотич. лирика, в которой С. ратовал за освобождение Польши, оплакивал погибших во время освободит. войны, размышлял об угнанных в Сибирь пленных поляках: поэмы «Ода к свободе» («Oda do wolności», 1830), «Гимн» («Hymn», 1830), «Дума о Вацлаве Жевуском» («Duma o Wacławie Rzewuckim», 1832), «Час раздумья» (1833), «Погребение капитана Майзнера» («Pogrzeb kapitana Mayznera», 1841), «Бенёвский» («Beniowski», 1841–46, не окончена) и др. В кон. 1920-х гг. С. обратился также к театру; ранние трагедии «Мария Стюарт» («Maria Stuart», 1830) и «Миндовг» («Mindowe», 1831) созданы под влиянием историч. хроник У. Шекспира. В дальнейшем ориентировался на традицию свободно построенной романтич. драмы политико-филос. содержания в духе В. Гюго, активно используя легендарные и историч. сюжеты: пьесы «Кордиан» («Kordian»), «Балладина» («Balladyna», обе – 1834), «Мазепа» («Mazepa», 1839), «Лилла Венеда» («Lilla Weneda», 1840) и др. Позднее творчество С. пронизано мистич., космич. мотивами: драма «Серебряный сон Саломеи» («Sen srebrny Salomei», 1844), поэма «Ответ на "Псалмы будущего"» («Odpowiedź na Psalmy przyszłości», 1846), эпопея «Король-Дух» («Król-Duch», сер. 1840-х гг., не закончена) и др. Автор историч. прозы, обширной переписки. В России творчество С. было малоизвестно вплоть до кон. 19 в., когда им заинтересовались символисты. Среди переводчиков поэзии С. на рус. яз. – А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак и др.