Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКОТТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 369-370

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Пиняева
В. Скотт. Портрет работы Г. Рейберна. 1822. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург).

СКОТТ (Scott) Валь­тер (15.8.1771, Эдин­бург, Шот­лан­дия – 21.9.1832, Аб­ботс­форд, граф­ст­во Рокс­бург­шир; по­хо­ро­нен в Драй­бо­ро, граф­ст­во Бер­вик­шир), англ. пи­са­тель. Ро­дил­ся в обес­пе­чен­ной се­мье юри­ста. Учил­ся в Ко­ро­лев­ской шко­ле в Эдин­бур­ге (1779–83) и грам­ма­тич. шко­ле в Кел­со (1783), на ф-те ис­кусств Эдин­бург­ско­го ун-та (1783–86). В 1786–92 ра­бо­тал в ад­во­кат­ской кон­торе от­ца. В 1789–92 изу­чал пра­во в Эдин­бург­ском ун-те. С 1799 гл. су­дья граф­ст­ва Сел­кирк­шир; с 1806 гл. сек­ре­тарь Выс­ше­го су­да по гражд. де­лам в Эдин­бур­ге, с 1809 сек­ре­тарь Пар­ла­мент­ской ко­мис­сии по изу­че­нию форм шотл. су­до­про­из­вод­ст­ва. В 1809–13 уч­ре­ди­тель и ре­дак­тор кни­го­из­да­тель­ской ком­па­нии. С 1812 жил в собств. зам­ке Аб­ботс­форд.

Пер­вый лит. опыт – пе­ре­во­ды бал­лад Г. А. Бюр­ге­ра «Ле­но­ра» и «Ди­кий охот­ник» (оба в 1796, из­да­ны ано­ним­но), а так­же дра­мы И. В. Гё­те «Гёц фон Бер­ли­хин­ген» (1799). Пер­вым ори­ги­наль­ным про­из­ве­де­ни­ем С. ста­ла ро­ман­тич. бал­ла­да «Ива­нов ве­чер» («The eve of St. John», 1800, в рус. пер. В. А. Жу­ков­ско­го – «За­мок Смаль­гольм», 1824). Из­вест­ность сни­скал сб. «Пес­ни шот­ланд­ской гра­ни­цы» («Minstrelsy of the Scottish border», vol. 1–3, 1802–03), вклю­чив­ший, на­ря­ду с нар. бал­ла­да­ми, сти­хо­тво­ре­ния са­мо­го С. Ши­ро­кой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись ли­ро-эпич. по­эмы, от­ме­чен­ные на­пря­жён­ной ин­три­гой, ко­ло­рит­ны­ми опи­са­ния­ми при­род­ных ланд­шаф­тов и тес­но свя­зан­ные с нар. бал­лад­ной тра­ди­ци­ей: «Песнь по­след­не­го ме­не­ст­ре­ля» («The lay of the last minstrel», 1805, рус. пер. 1822), «Мар­ми­он» («Marmion», 1808, сокр. рус. пер. 1828, полн. рус. пер. 2000), «Свадь­ба в Трир­ме­не» («The bridal of Trier­main», 1813), «Рок­би» («Rokeby», 1813, в рус. пер. – «Ма­тиль­да Рок­би», 1823) и «Га­рольд Бес­страш­ный» («Harold the Dauntless», изд. в 1817).

С. – соз­да­тель жан­ра ис­то­ри­че­ско­го ро­ма­на в зап. лит-ре. Пер­вый из ро­ма­нов (все­го их 28) – «Уэвер­ли» («Wa­ver­ley», 1814, рус. пер. 1827) – был из­дан ано­ним­но; по­сле­дую­щие, вплоть до 1827, вы­хо­ди­ли как со­чи­не­ния «ав­то­ра "Уэвер­ли"». Шотл. ис­то­рии по­свя­ще­ны ро­ма­ны «Гай Мэн­не­ринг» («Guy Man­ne­ring», 1815, рус. пер. 1824), «Ан­ти­ква­рий» («The an­tiquary», 1816, рус. пер. 1825–26), «Пу­ри­та­не» («Old mortality», 1816, рус. пер. 1824), «Роб Рой» («Rob Roy», 1818, рус. пер. 1829), «Лам­мер­мур­ская не­вес­та» («The bride of Lammermoor», 1819, рус. пер. 1827) и др. Сю­же­ты из англ. про­шло­го – в цен­тре ро­ма­нов «Ай­вен­го» («Ivanhoe», 1820, рус. пер. 1826), «Ке­нил­ворт» («Kenilworth», 1821, рус. пер. 1823) и др. Отд. груп­пу об­ра­зу­ют ро­ма­ны из ис­то­рии Фран­ции [«Квен­тин Дор­вард» («Quentin Durward», 1823, рус. пер. 1827)], Па­ле­сти­ны [«Та­лис­ман» («The talisman», 1825, рус. пер. 1827)], Уэль­са [«Об­ру­чён­ные» («The betrothed», 1825, рус. пер. 1828)] и др. С. по­ка­зал жизнь разл. со­сло­вий и клас­сов, мас­тер­ски опи­сав «ме­ст­ный ко­ло­рит» и свое­об­ра­зие пред­ста­ви­те­лей разл. куль­тур. В цен­тре боль­шин­ст­ва ро­ма­нов – круп­ный со­ци­аль­но-ис­то­рич. или по­ли­тич. кон­фликт, обу­слов­лен­ный се­мей­ной вра­ж­дой, от­но­ше­ния­ми соб­ст­вен­но­сти или лю­бов­ны­ми ин­три­га­ми, ко­то­рый по­мо­га­ет пред­ста­вить ис­то­рию в её дви­же­нии и раз­ви­тии, вы­явить об­щие за­ко­но­мер­но­сти в сме­не эпох и нра­вов. В изо­бра­же­нии ис­то­рич. со­бы­тий С. дос­тиг ор­га­нич­но­го со­че­та­ния тща­тель­но вы­ве­рен­ных фак­тов и вы­мыс­ла, по­ка­зал за­ви­си­мость ха­рак­те­ра ге­роя от со­ци­аль­ной сре­ды, а судь­бы отд. че­ло­ве­ка от хо­да ис­то­рии. Ро­ма­ны С. вы­зва­ли мно­го­числ. под­ра­жа­ния, лег­ли в ос­но­ву опер, те­ат­раль­ных по­ста­но­вок и эк­ра­ни­за­ций, ока­за­ли зна­чит. влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие зап. лит-ры; ис­то­рич. ро­ман стал клю­че­вым жан­ром в эпо­ху ро­ман­тиз­ма, вне­ся зна­чит. вклад в эво­лю­цию ро­ман­но­го жан­ра. В Рос­сии твор­че­ст­во С. бы­ло ши­ро­ко из­вест­но с 1820-х гг.

Сре­ди др. зна­чит. про­из­ве­де­ний С.: ро­ман из совр. жиз­ни «Сент-Ро­нан­ские во­ды» («St. Ronan’s well», vol. 1–3, 1824, рус. пер. 1828), ис­то­рио­гра­фич. тру­ды «Жизнь На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та» («The life of Napoleon Buonaparte», 1827, рус. пер. 1831–32) и «Ис­то­рия Шот­лан­дии» («The history of Scotland», 1829–30), очер­ки, днев­ни­ки и др.

Соч.: Works. L., 1901–1906. Vol. 1–11; Works. Boston, 1912–1913. Vol. 1–50; Собр. соч. М.; Л., 1960–1965. Т. 1–20; [В кн.:] По­эзия анг­лий­ско­го ро­ман­тиз­ма. М., 1975; Собр. соч.: В 8 т. М., 1990.

Лит.: Pearson H. W. Scott: His life and perso­nality. L., 1954; Ор­лов С. А. Ис­то­ри­че­ский ро­ман В. Скот­та. Г., 1960; Реи­зов Б. Г. Твор­че­ст­во В. Скот­та. М.; Л., 1965; Reed J. Sir W. Scott: landscape and locality. L., 1980; Пир­сон Х. В. Скотт. 2-е изд. М., 1983; Дай­чес Д. Сэр В. Скотт и его мир. М., 1987; До­ли­нин А. А. Ис­то­рия, оде­тая в ро­ман: В. Скотт и его чи­та­те­ли. М., 1988; Wilson A. N. The Laird of Abbotsford: a view of Sir W. Scott. Oxf., 1989; Sutherland J. The life of W. Scott: a critical biography. Oxf., 1997; The recep­tion of Sir W. Scott in Europe. L., 2006; Mac­rone J. The life of Sir W. Scott. Edin­burgh, 2013.

Вернуться к началу