Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́НЕ́КА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 757-758

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Кузнецов

СЕ́НЕ́КА Лу­ций Ан­ней (Lucius Annaeus Seneca) (Фи­ло­соф, или Млад­ший) (ок. 4 г. до н. э., Кор­ду­ба, ны­не Кор­до­ва – 65 н. э., Рим), рим. пи­са­тель, фи­ло­соф, гос. дея­тель. Сред­ний из 3 сы­но­вей Лу­ция Ан­нея Се­не­ки (Ри­то­ра, или Стар­ше­го). В Ри­ме по­лу­чил грам­ма­тич. и ри­то­рич. об­ра­зо­вание, уг­луб­лён­но изу­чал фи­ло­со­фию. Про­сла­вил­ся как су­деб­ный ора­тор. В сер. 30-х гг. стал се­на­то­ром. В 41 по во­ле Мес­са­ли­ны, суп­ру­ги Клав­дия, был со­слан на Кор­си­ку. В нач. 49 воз­вра­щён в Рим и на­зна­чен вос­пи­та­те­лем 11-лет­не­го Не­ро­на, по­сле при­хо­да к вла­сти ко­то­ро­го в 54 – фак­ти­че­ский пра­ви­тель Ри­ма (вме­сте с Аф­ра­ни­ем Бур­ром). Пи­сал для Не­ро­на ре­чи, фор­му­ли­ро­вал по­ли­тич. и юри­дич. ре­ше­ния выс­шей вла­сти. В 56 на­зна­чен на долж­ность кон­су­ла. При­ни­мал уча­стие в убий­ст­ве ма­те­ри Не­ро­на – Аг­рип­пи­ны (59). В 62 уда­лился от гос. дел, вёл скром­ный об­раз жиз­ни, по­свя­тив се­бя фи­ло­со­фии. Об­ви­нён­ный в за­го­во­ре, по при­ка­зу Не­ро­на по­кон­чил с со­бой.

С. был пло­до­ви­тым пи­са­те­лем; мно­гое из на­сле­дия ут­ра­че­но, в т. ч. ре­чи, на ко­то­рых пре­ж­де все­го ос­но­вы­ва­лась его лит. ре­пу­та­ция. С 11 в. из­вес­тен сб. «Диа­ло­ги», со­став­лен­ный зна­чи­тель­но рань­ше, в ко­то­рый во­шли 12 на­пи­сан­ных в раз­ное вре­мя книг: «О про­ви­де­нии» («De providentia», по­сле 62), «О стой­ко­сти муд­ре­ца» («De constantia sa­pientis», 47–63), «О гне­ве» («De ira», 41), «Уте­ше­ние к Мар­ции» («De conso­la­tione ad Marciam», ок. 40), «О сча­ст­ли­вой жиз­ни» («De vita beata», ок. 58), «О до­су­ге» («De otio», ок. 62), «О спо­кой­ст­вии ду­ши» («De tranquillitate animi», по­сле 49), «О крат­ко­сти жиз­ни» («De brevi­tate vi­tae», 50–55), «Уте­ше­ние к По­ли­бию» («De consolatione ad Polybium», 44), «Уте­ше­ние к ма­те­ри Гель­вии» («De con­solatione ad Helviam matrem», 42). Со­хра­ни­лись трак­та­ты «О мяг­ко­сти» («De clementia», 56), «О бла­го­дея­ни­ях» («De beneficiis», ок. 60), а так­же «Нрав­ст­вен­ные пись­ма к Лу­ци­лию» («Epistolae morales ad Lucilium», созд. в 62, рус. пер. 1893, 1977), за­ду­ман­ные как це­ло­ст­ное лит. про­из­ве­де­ние (что не ис­клю­ча­ет на­ли­чия ре­аль­ной пе­ре­пис­ки С. с дру­гом – эпи­ку­рей­цем Лу­ци­ли­ем).

Фи­ло­со­фия С. в це­лом со­от­вет­ст­ву­ет клас­сич. стои­циз­му; на её фор­ми­ро­ва­ние ока­за­ли так­же влия­ние пи­фа­го­рей­цы, ки­ни­ки и идеи По­си­до­ния. С. не одоб­рял ло­ги­ку, счи­тая её бес­по­лез­ной; за­да­ча фи­ло­со­фии, со­глас­но С., – дать со­ве­ты че­ло­ве­ку в труд­ной си­туа­ции, нау­чить жить в со­гла­сии с при­ро­дой, на­пра­вить к бла­жен­ной жиз­ни – пол­но­му очи­ще­нию от по­ро­ков и аф­фек­тов и об­ре­те­нию безу­преч­ной доб­ро­де­те­ли. По­сколь­ку фи­ло­со­фия мыс­ли­лась С. как ду­шев­ная те­ра­пия, то его со­чи­не­ния об­ра­ще­ны пре­им. к «не­здо­ро­вой ду­ше»; про­из­ве­де­ния обык­но­вен­но оформ­ле­ны как диа­ло­ги или пись­ма и от­ме­че­ны пря­мо­ли­ней­ным мо­ра­лиз­мом. Со­сре­до­то­чив­шись на ре­ше­нии стои­че­ской про­бле­мы сво­бо­ды во­ли, С. осоз­на­вал, что пря­мо­ли­ней­ный де­тер­ми­низм не­со­вмес­тим с прак­ти­кой ду­шев­ной те­ра­пии и эти­кой мо­раль­ной от­вет­ст­вен­но­сти. Он не­од­нократ­но вы­ска­зы­вал­ся о соз­на­тель­ном ухо­де из жиз­ни как о пу­ти к сво­бо­де; в ча­ст­но­сти, оце­ни­вал са­мо­убий­ст­во Ка­то­на Млад­ше­го как фи­лос. акт.

Под име­нем С. из­вест­ны неск. ми­фо­ло­гич. тра­ге­дий, в це­лом от­ра­жаю­щих идеа­лы сто­ич. фи­ло­со­фии, в т. ч. «Ага­мем­нон» («Agamemnon»), «Бе­зум­ный Гер­ку­лес» («Hercules furens»), «Ме­дея» («Medea», сокр. рус. пер. М. В. Ло­мо­но­со­ва, 1748), «Эдип» («Oedi­pus»), «Фед­ра» («Phaedra»), «Фи­ни­ки­ян­ки» («Phoenissae»), «Фи­ест» («Thyes­tes»), «Тро­ян­ки» («Troades»). Сре­ди про­чих до­шед­ших до нас про­из­ве­де­ний – эпи­грам­мы, био­гра­фия от­ца – Се­не­ки Стар­ше­го, на­уч. труд «Ис­сле­до­ва­ния о при­ро­де» («Naturales quaestiones», по­сле 62). С. при­пи­сы­ва­ет­ся ин­век­ти­ва в ду­хе ме­нип­по­вой са­ти­ры «Отыкв­ле­ние бо­же­ст­вен­но­го Клав­дия» («Apocolocyntosis di­vi Claudii», др.-греч. ’Αποϰολοϰύνθω­σις, от ϰολοϰύνϑη – ты­к­ва, по ана­ло­гии с ἀποθέωσις  – обо­же­ст­в­ле­ние; 54 или 55, рус. пер. 1891 под назв. «Са­ти­ра на смерть им­пе­ра­то­ра Клав­дия»; в рус. пер. 1899 – «Псев­до­апо­фе­оз им­пе­ра­то­ра Клав­дия»; в рус. пер. Ф. А. Пет­ров­ско­го – «Апо­фе­оз бо­же­ст­вен­но­го Клав­дия», 1957), на­пи­сан­ная в фор­ме про­зи­мет­ра.

Твор­че­ст­во С. поль­зо­ва­лось по­пу­ляр­но­стью у ран­них хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей (в т. ч. у Тер­тул­лиа­на и Ав­гу­сти­на). К кон. 4 в. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние под­лож­ная пе­ре­пис­ка С. с апо­сто­лом Пав­лом. В сред­ние ве­ка С. – один из са­мых чи­тае­мых и ав­то­ри­тет­ных рим. ав­то­ров. На рус. яз. ак­тив­но пе­ре­во­дил­ся с 18 в.

Соч.: [В кн.:] Ан­тич­ная ли­ри­ка. М., 1968; Тра­ге­дии. М., 1983; [В кн.:] Рим­ская са­ти­ра. М., 1989; Фи­ло­соф­ские трак­та­ты. СПб., 2000; Tragedie. Pisa, 2007.

Лит.: Braden G. Renaissance tragedy and the Senecan tradition: anger’s privilege. New Haven, 1985; Impara P. Seneca filosofia e potere. Roma, 1994; Гри­маль П. Се­не­ка, или Со­весть Им­пе­рии. М., 2003; Reale G. La filosofia di Seneca come terapia dei mali dell’anima. Mil., 2003; Inwood B. Reading Seneca: Stoic philo­sophy at Rome. Oxf., 2005; Trovato V. L’œuvre du philosophe Sénèque dans la culture européenne. P., 2005; La obra de Séneca y su pervivencia: cinco estudios. Córdoba, 2008; Ker J. The deaths of Seneca. Oxf.; N. Y., 2009; Bocchi G. Philosophia medica e medicina rhe­to­rica in Seneca. Mil., 2011; Argiroffi A. La filosofia di L. A. Seneca tra etica, diritto e po­litica. Torino, 2012; Heil A. Die dramatische Zeit in Senecas Tragödien. Leiden, 2013; Brill’s companion to Seneca, philosopher and dramatist. Leiden; Boston, 2013; Motto A. L., Clark J. R. Seneca: A critical bibliography, 1900–1980: Scholarship on his life, thought, prose and influence. Amst., 1989.

Вернуться к началу