Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕЗЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 673-674

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных

СЕЗЕ́Р (Césaire) Эме (26.6.1913, Бас-Пу­энт – 17.4.2008, Фор-де-Франс), мар­ти­ник­ский пи­са­тель, об­ществ. дея­тель. Пи­сал на франц. яз. Из мно­го­дет­ной нег­ри­тян­ской се­мьи. В 1932 прие­хал во Фран­цию. Учил­ся в Выс­шей нор­маль­ной шко­ле (1935–38). В 1934 ос­но­вал (совм. с Л. С. Сен­го­ром и др.) газ. «L’Étudiant noir», в ко­то­рой про­по­ве­до­вал идеи негри­тю­да. Вер­нул­ся на Мар­ти­ни­ку; за­ни­мал­ся пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью, из­да­вал ан­ти­фа­ши­ст­ский ж. «Tro­piques» (1941–43). Де­бю­ти­ро­вал по­эмой «Днев­ник воз­вра­ще­ния в род­ную стра­ну» («Cahier d’un retour au pays natal», созд. в 1935, фраг­мен­ты изд. в 1939; пол­ное изд. – 1947, во Фран­ции), от­ра­зив­шей влия­ние франц. по­этич. тра­ди­ции (А. Рем­бо), а так­же ан­тиль­ско­го фольк­ло­ра. На ста­нов­ле­ние по­этич. ма­не­ры С. по­влия­ло зна­ком­ст­во в 1941 с А. Бре­то­ном. Прин­ци­пы сюр­реа­лиз­ма, ощу­ти­мые и в ран­ней по­эзии С., преоблада­ют в его зре­лой ли­ри­ке: сб-ки «Чу­дес­ное ору­жие» («Les armes miraculeuses», 1946), «Солн­це с пе­ре­ре­зан­ным гор­лом» («Soleil cou coupé», 1947), «По­терян­ное те­ло» («Corps perdu», 1950, с илл. П. Пи­кас­со). По­ли­тич. ан­га­жи­ро­ван­но­стью от­ме­чен сб. «Око­вы» («Fer­rements», 1960); фи­лос. на­прав­лен­ность до­ми­ни­ру­ет в позд­ней ли­ри­ке – сб. «Я, ла­ми­на­рия» («Moi, laminaire», 1982). Дра­ма­тур­гию С., ис­пы­тав­шую влия­ние ан­тиль­ско­го те­ат­ра, ха­рак­те­ри­зу­ет со­че­та­ние ис­то­риз­ма и ми­фо­ло­гиз­ма: пье­сы «Тра­ге­дия ко­ро­ля Кри­сто­фа» («La tragédie du roi Christophe», 1963), «Се­зон в Кон­го» («Une saison au Congo», 1966; о судь­бе П. Лу­мум­бы); гро­те­ск­но-са­ти­рич. сти­ли­сти­ка характерна для «Бу­ри» («Une tempête», 1968) – па­ра­фра­зы од­но­им. дра­мы У. Шек­спи­ра. В пуб­ли­ци­сти­ке вы­сту­пал с по­зи­ций ан­ти­ко­ло­ниа­лиз­ма и нег­ри­тю­да: «Речь о ко­ло­ниа­лиз­ме» («Discours sur le colonia­lisme», 1950), «Речь о нег­ри­тю­де» («Dis­cours sur la négritude», 1987) и др.

Соч.: Œuvres complètes. Fort-de-France, 1976. Vol. 1–3; Poésie, théâtre, essais et discours. P., 2013.

Лит.: Kesteloot L. A. Césaire. P., 1979; Malela Buata B. A. Césaire: Le «fil et la trame»: Critique et figuration de la colonialité du pouvoir. P., 2009.

Вернуться к началу