Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САТИ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 453-454

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Ю.

САТИ́РА (от лат. satira lanx, или satura lanx – блю­до из сме­си пло­дов), 1) сти­хо­твор­ный ли­ро-эпич. жанр ма­лой фор­мы, сло­жив­ший­ся в рим. ли­те­ра­ту­ре. Раз­вил­ся из са­ту­ры; рас­цвет свя­зан с име­на­ми Го­ра­ция, Пер­сия и Юве­на­ла. Ин­те­рес к жан­ру воз­ро­дил­ся в эпо­ху клас­си­циз­ма; к не­му об­ра­ща­лись Н. Буа­ло, А. Д. Кан­те­мир и др. 2) Ме­нип­по­ва сати­ра, имев­шая фор­му про­зи­мет­ра и воз­ник­шая в эл­ли­ни­стич. эпо­ху. 3) Вид ко­ми­че­ско­го в ис­кус­ст­ве, под­ра­зу­ме­ваю­щий осу­ж­де­ние тех яв­ле­ний дей­ст­ви­тель­но­сти, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют­ся ав­то­ром как по­роч­ные. Свойст­вен­ное С. рез­ко кри­тич. от­но­ше­ние к на­ру­ше­нию долж­но­го по­ряд­ка ве­щей пред­по­ла­га­ет на­ли­чие пред­став­ле­ния об идеа­ле, по­это­му смех в С. ам­би­ва­лен­тен: об­ли­чая и от­рицая не­долж­ное, он ут­вер­жда­ет иное и луч­шее, в от­ли­чие от ве­сё­ло­го юмо­ри­стич. сме­ха, до­пус­каю­ще­го со­чув­ст­вен­ное от­но­ше­ние к объ­ек­ту ос­мея­ния. Сре­ди приё­мов, к ко­то­рым при­бе­га­ет С., – гро­теск, иро­ния, ги­пер­бо­ла, сар­казм, па­родия, ал­ле­го­рия и др.; её ха­рак­тер­ной чер­той час­то ста­но­вит­ся пуб­ли­ци­стич­ность. С. при­су­ща про­из­ве­де­ни­ям как фольк­ло­ра, так и ли­те­ра­ту­ры, где мо­жет ох­ва­ты­вать раз­ные жан­ры – ху­до­же­ст­вен­ные (ли­ри­че­ские, про­заи­че­ские, дра­ма­ти­че­ские) и пуб­ли­ци­сти­че­ские (пам­флет, фель­е­тон).

У ис­то­ков С. – древ­ней­шие фор­мы на­род­но-празд­нич­но­го сме­ха, пер­во­на­чаль­но имев­шие ри­ту­аль­но-ма­гич. зна­че­ние. В ан­тич­ной лит-ре са­ти­рич. на­ча­ло наи­бо­лее от­чёт­ли­во проя­ви­лось в жан­рах ми­ма и ко­ме­дии, в жан­ре сти­хотв. С. и ме­нип­по­вой са­ти­ры. Тра­ди­ции ан­тич­ной С. в со­че­та­нии с влия­ни­ем мест­но­го фольк­ло­ра наш­ли про­дол­же­ние в са­ти­рич. лит-ре Сред­не­ве­ко­вья, от­ра­зив­шись в поэ­зии ва­ган­тов, в по­лу­чив­ших ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние жан­рах фаб­льо, фа­це­ции, фар­са, со­ти, шван­ка, фаст­нах­тш­пи­ля (его вер­ши­на – твор­чест­во Г. Сак­са). Яр­кий об­ра­зец позд­не­сред­не­ве­ко­вой С. – «Ко­рабль ду­ра­ков» С. Бран­та. Расц­вет С. свя­зан с эпо­хой Воз­рож­де­ния: «Кор­бач­чо» Дж. Бок­кач­чо, «Пох­ва­ла Глу­по­сти» Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го, «Пись­ма тём­ных лю­дей» са­ти­рич. соч. П. Аре­ти­но, ро­ма­ны Ф. Ра­бле, М. Сер­ван­те­са. В лит-ре клас­си­циз­ма, на­ря­ду с об­ра­ще­ни­ем к рим. сти­хотв. жан­ру С., сати­рич. на­ча­ло на­хо­дит во­пло­ще­ние в ко­ме­ди­ях Мо­лье­ра, в ро­ма­нах Ш. Со­ре­ля и П. Скар­ро­на. С. эпо­хи Про­све­ще­ния пред­став­ле­на преж­де все­го твор­чест­вом Д. Де­фо, Дж. Свиф­та, Воль­те­ра. При­знан­ные ма­сте­ра С. 19–20 вв. – Г. Гей­не, А. Франс, Б. Шоу, Г. Чес­тер­тон, Я. Га­шек, Дж. Ору­элл, К. Ча­пек, О. Хакс­ли, Б. Брехт, К. Вон­не­гут, Г. Грасс.

В рус. лит-ре С. от­чёт­ли­во офор­мля­ет­ся в са­ти­рич. по­вес­ти 17 в. («По­весть о Ер­ше Ер­шо­ви­че», «Служ­ба ка­ба­ку» и др.), по­лу­чая даль­ней­шее раз­ви­тие в твор­чест­ве А. Д. Кан­те­ми­ра, А. П. Су­ма­ро­ко­ва, Д. И. Фон­ви­зи­на, Н. И. Но­ви­ко­ва, А. Н. Ра­ди­ще­ва, И. А. Кры­ло­ва. В 19–20 вв. глу­бо­кая связь с тра­ди­ция­ми са­ти­рич. лит-ры про­сле­жи­ва­ет­ся в твор­чест­ве А. С. Гри­бое­до­ва, Н. В. Го­го­ля, М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, Н. А. Не­кра­со­ва, А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на, А. Т. Авер­чен­ко, Са­ши Чёр­но­го, Иль­фа и Пет­ро­ва, М. А. Бул­га­ко­ва, М. М. Зо­щен­ко, Е. Л. Швар­ца и др.

К С. об­ра­ща­ют­ся так­же изо­бра­зит. иск-во (шарж, ка­ри­ка­ту­ра), ки­не­ма­то­г­раф, те­ле­ви­де­ние, эст­ра­да.

Лит.: Flögel K.-Fr. Geschichte des Grotesk-Ko­mischen. Lpz., 1862; Schneegans H. Geschichte der grotesken Satire. Strassburg, 1894; Ад­риа­но­ва-Пе­ретц В. П. Очер­ки по ис­то­рии рус­ской са­ти­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ры XVII ве­ка. М.; Л., 1937; Worcester D. The art of satire. 3rd ed. N. Y., 1960; Feinberg L. Introduction to sa­tire. Ames, 1972; Стен­ник Ю. В. Рус­ская са­ти­ра XVIII ве­ка. Л., 1985; Guil­hamet L. Satire and transformation of genre. Phil., 1987; Бах­тин М. М. Са­ти­ра // Бах­тин М. М. Собр. соч. М., 1996. Т. 5; Спи­ри­до­но­ва Л. А. Бес­смер­тие сме­ха: Ко­ми­че­ское в ли­те­ра­ту­ре рус­ско­го за­ру­бе­жья. М., 1999.

Вернуться к началу