Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САРАМА́ГО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных

САРАМА́ГО, Са­ра­ма­гу (Saramago) Жо­зе ди Со­за (16.11.1922, Азинь­я­га – 18.6.2010, Ти­ас, о. Лас-Паль­мас, Ис­па­ния), пор­туг. пи­са­тель. Из бед­ной кре­сть­ян­ской се­мьи. Сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. С 1924 жил в Лис­са­бо­не. В 1974–1976 за­ни­мал­ся жур­на­ли­сти­кой. Де­бю­ти­ро­вал ро­ма­ном «Греш­ная зем­ля» («Terra do pecado», 1947) в рус­ле нео­реа­лиз­ма. По­ис­ки ори­ги­наль­но­го ху­дож. ме­то­да на­ме­ти­лись в ро­ма­не «Учеб­ник жи­во­пи­си и кал­ли­гра­фии» («Manual de pintura e caligrafia», 1977). Ши­ро­кую из­вест­ность при­нёс ро­ман «Под­няв­ший­ся с зем­ли» («Levantado do chão», 1980, рус. пер. 1982) – се­мей­ная са­га о кре­сть­я­нах, в ко­то­рой ха­рак­тер­ная для нео­реализ­ма со­ци­аль­ная кри­ти­ка со­вмес­ти­лась с фольк­лор­ным на­ча­лом и тя­го­те­ни­ем к прит­че. Твор­че­ст­во С. ис­пы­та­ло зна­чит. влия­ние жан­ро­во-сти­ле­во­го опы­та лат.-амер. про­зы (пре­им. ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма), а так­же нар­ра­тив­ных тех­ник по­стмо­дер­низ­ма. Кри­ти­ка со­ци­аль­но-куль­тур­ных (в т. ч. ре­ли­ги­оз­ных) ин­сти­ту­тов и сте­рео­ти­пов, на­ту­ра­ли­сти­че­ски жес­то­кая об­раз­ность со­че­та­ют­ся в про­зе С. с тра­диц. прин­ци­па­ми гу­ма­низ­ма, иро­нич. ме­ло­дра­ма­ти­за­ци­ей нар. ха­рак­те­ра, стрем­ле­ни­ем к вос­соз­да­нию ар­хе­ти­пов кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го: ро­ма­ны «Вос­по­ми­на­ние о мо­на­сты­ре» («Memorial do convento», 1982, рус. пер. 1985), «Год смер­ти Ри­кар­до Рей­са» («O ano da morte de Ricardo Reis», 1984, рус. пер. 2003), «Опыт о сле­по­те» («Ensaio sobre a cegueira», 1995; эк­ра­ни­за­ция – 2008; в рус. пер. – «Сле­по­та», 2008), «Все име­на» («Todos os nomes», 1997; в рус. пер. – «Кни­га имён», 2010), «Еван­ге­лие от Ии­су­са» («O Evangelho segundo Jesus Cristo», 1997, рус. пер. 1999), «Че­ло­век уд­во­ен­ный» («O homem duplicado», 2002; в рус. пер. – «Двой­ник», 2008), «Опыт о яс­но­сти» («Ensaio sobre a lucidez», 2004; в рус. пер. – «[Про]зре­ние», 2013), «Пе­ре­бои в смер­ти» («As intermitências da morte», 2005, рус. пер. 2006), «Ка­ин» («Caim», 2009, рус. пер. 2010) и др. Ав­тор по­этич. сб-ков «Воз­мож­ные сти­хо­тво­ре­ния» («Os poemas possí veis», 1966), «Воз­мож­ная ра­дость» («Pro­va­vel­mente alegria», 1970), «Год 1993» («O ano de 1993», 1975), драм, ав­то­био­гра­фич. про­зы, пу­те­вых за­ме­ток, эс­се. Но­бе­лев­ская пр. (1998).

Лит.: Costa H. J. Saramago. O período for­mativo. Lisboa, 1997; Seixo M. A. Lugares da ficção em J. Saramago. O Essencial e outros ensaios. Lisboa, 1999; Frier D. G. The novels of J. Saramago: Echoes from the past, pathways into the future. Cardiff, 2007; Надъ­яр­ных М. Ф. Ж. Са­ра­ма­го: воз­мож­ность ме­ло­дра­мы во вре­ме­на по­стмо­дер­на // Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры. 2008. № 1; Ferraz S. Dicionário de personagens da obra de J. Saramago. Blu­menau, 2012.

Вернуться к началу