САПФО́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САПФО́, Сафо (аттич. Σαπφώ, эолийское Ψαπφώ) (между 630 и 612, о. Лесбос – ок. 570 до н. э.), др.-греч. поэтесса. Писала на эолийском диалекте др.-греч. яз. По сообщению Страбона, была современницей и соотечественницей Алкея. Источником биографич. сведений о С. служит в осн. её мелика. Предположительно из аристократич. семейства, имела неск. братьев и, возможно, дочь. В Суде содержится указание (вероятно, ложное) на мужа. По легенде, была главой женского сообщества (фиаса), посвящённого культу Афродиты. Согласно Паросской хронике, во время гос. переворота на Лесбосе была вынуждена бежать на Сицилию, где жила в Сиракузах (примерно до 579 до н. э.). Истинные обстоятельства конца жизни неизвестны; по крайней мере с эпохи Менандра, существовала легенда о моряке Фаоне, в которого С. была влюблена; когда он не вернулся из плавания, она бросилась в море с Левкадской скалы. Известно, что филологами Александрийской библиотеки труды С. были разделены на 9 книг по метрическому принципу; в 1-й книге содержались произведения, написанные сапфической строфой. Уже в античности С. считалась великой поэтессой; в приписываемой Платону эпиграмме из Палатинской антологии С. названа 10-й музой. Поэзия С. сохранилась в отрывках (св. 100 фрагментов; в осн. папирусные находки и цитаты у позднейших авторов); целиком представлен «Гимн к Афродите», процитированный Дионисием Галикарнасским в качестве примера изысканного стиля, а также гармонии формы и содержания. Лирика С., тесно связанная с фольклорной традицией, характеризуется вниманием к деталям, музыкальностью языка и повышенной эмоциональностью; её осн. темы – страстная любовь, в т. ч. к подругам, горе разлуки, напутствие невесте. Образ С. неоднократно привлекал внимание художников (античная вазопись и скульптура; картины Ж. Л. Давида, Г. Моро, Г. Климта и др.). С. и её кружку обязано своим появлением понятие лесбийская любовь.