Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САПФО́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 407-408

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Журбина
«Алкей и Сапфо». Изображение на греческой вазе. 5 в. до н. э. Государственное античное собрание (Мюнхен).

САПФО́, Са­фо (ат­тич. Σαπφώ, эо­лий­ское Ψαπφώ) (ме­ж­ду 630 и 612, о. Лес­бос – ок. 570 до н. э.), др.-греч. по­этес­са. Пи­са­ла на эо­лий­ском диа­лек­те др.-греч. яз. По со­об­ще­нию Стра­бо­на, бы­ла со­вре­мен­ни­цей и со­оте­че­ст­вен­ни­цей Ал­кея. Ис­точ­ни­ком био­гра­фич. све­де­ний о С. слу­жит в осн. её ме­ли­ка. Пред­по­ло­жи­тель­но из ари­сто­кра­тич. се­мей­ст­ва, име­ла неск. брать­ев и, воз­мож­но, дочь. В Су­де со­дер­жит­ся ука­за­ние (ве­ро­ят­но, лож­ное) на му­жа. По ле­ген­де, бы­ла гла­вой жен­ско­го со­об­ще­ст­ва (фиа­са), по­свя­щён­но­го куль­ту Аф­ро­ди­ты. Со­глас­но Па­рос­ской хро­ни­ке, во вре­мя гос. пе­ре­во­ро­та на Лес­бо­се бы­ла вы­ну­ж­де­на бе­жать на Си­ци­лию, где жи­ла в Си­ра­ку­зах (при­мер­но до 579 до н. э.). Ис­тин­ные об­стоя­тель­ст­ва кон­ца жиз­ни не­из­вест­ны; по край­ней ме­ре с эпо­хи Ме­нан­д­ра, су­ще­ст­во­ва­ла ле­ген­да о мо­ря­ке Фао­не, в ко­то­ро­го С. бы­ла влюб­ле­на; ко­гда он не вер­нул­ся из пла­ва­ния, она бро­си­лась в мо­ре с Лев­кад­ской ска­лы. Из­вест­но, что фи­ло­ло­га­ми Алек­сан­д­рий­ской биб­лио­те­ки тру­ды С. бы­ли раз­де­ле­ны на 9 книг по мет­ри­че­ско­му прин­ци­пу; в 1-й кни­ге со­дер­жа­лись про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные сап­фи­че­ской стро­фой. Уже в ан­тич­но­сти С. счи­та­лась ве­ли­кой по­этес­сой; в при­пи­сы­вае­мой Пла­то­ну эпи­грам­ме из Па­ла­тин­ской ан­то­ло­гии С. на­зва­на 10-й му­зой. По­эзия С. со­хра­ни­лась в от­рыв­ках (св. 100 фраг­мен­тов; в осн. па­пи­рус­ные на­ход­ки и ци­та­ты у позд­ней­ших ав­то­ров); це­ли­ком пред­став­лен «Гимн к Аф­ро­ди­те», про­ци­ти­ро­ван­ный Дио­ни­си­ем Га­ли­кар­нас­ским в ка­че­ст­ве при­ме­ра изы­скан­но­го сти­ля, а так­же гар­мо­нии фор­мы и со­дер­жа­ния. Ли­ри­ка С., тес­но свя­зан­ная с фольк­лор­ной тра­ди­ци­ей, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вни­ма­ни­ем к де­та­лям, му­зы­каль­но­стью язы­ка и по­вы­шен­ной эмо­цио­наль­но­стью; её осн. те­мы – стра­ст­ная лю­бовь, в т. ч. к под­ру­гам, го­ре раз­лу­ки, на­пут­ст­вие не­вес­те. Об­раз С. не­од­но­крат­но при­вле­кал вни­ма­ние ху­дож­ни­ков (ан­тич­ная ва­зо­пись и скульп­ту­ра; кар­ти­ны Ж. Л. Да­ви­да, Г. Мо­ро, Г. Клим­та и др.). С. и её круж­ку обя­за­но сво­им по­яв­ле­ни­ем по­ня­тие лес­бий­ская лю­бовь.

Соч.: [В кн.:] Ал­кей и Са­фо: Пес­ни и ли­ри­че­ские от­рыв­ки. М., 1914; [В кн.:] Greek lyric. Camb. (Mass.), 1982. Vol. 1: Sappho and Alcaeus; [В кн.:] Эл­лин­ские по­эты, VIII–III вв. до н. э.: Эпос, эле­гия, ям­бы, ме­ли­ка. М., 1999.

Лит.: Page D. Sappho and Alcaeus. Oxf., 1959; Pippin Burnett A. Three archaic poets: Archilochus, Alcaeus, Sappho. Camb. (Mass.), 1983; Reynolds M. The Sappho companion. N. Y., 2001; Yatromanolakis D. Sappho in the making: The early reception. Camb. (Mass.); Wash., 2007; Obbink D. The new poems by Sappho // Zeitschrift für Papyrologie und Epi­graphik. 2014. Bd 189.

Вернуться к началу