САНСКРИ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САНСКРИ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература на санскрите, одна из классич. литератур Юж. Азии. По своему значению в культуре региона подобна литературам Греции Древней и Рима Древнего для Запада, но значительно превосходит их вместе взятых по объёму и продолжительности развития. В узком смысле С. л. – совокупность произведений на санскрите, которые могут быть названы художественными; при более широком толковании в С. л. включают также религ., филос., научные и др. тексты. Время расцвета С. л. – с 2–3 вв. до 12–13 вв.; трудно провести чёткую границу между ведийской словесностью (см. Веды) и С. л.; напр., Упанишады (2-я пол. 1-го тыс. до н. э.) – одновременно часть ведийского корпуса и древнейший памятник санскр. литературы.
К ранним памятникам С. л. (в широком смысле) относятся «Махабхарата» (письм. фиксация предположительно в 3–4 вв. н. э.), «Рамаяна» и Пураны. Инд. традиция называет «Рамаяну» Вальмики «первопоэмой» («ади-кавья»; см. Кавья), а среди более поздних произведений различает «большие поэмы» («маха-кавья») и «меньшие поэмы» («кханда-кавья»). Одна из наиболее ранних дошедших до нас «больших поэм» – «Жизнь Будды» Ашвагхоши (1–2 вв.); среди многочисл. более поздних поэм наибольшую известность снискали «Рождение Кумары» и «Род Рагху» Калидасы (4–5 вв.), «Киратарджуния» Бхарави (6 в.), «Убиение Шишупалы» Магхи (10 в.?), «Жизнь Нишадца» Шрихарши (12 в.), а также «Убиение Раваны» Бхатти (6–7 вв.). Самая известная среди «меньших поэм» – «Облако-вестник» Калидасы.
Поэтич. произведения малых форм (любовно-лирические, религ.-филос. или дидактические) складывались в антологии, которые иногда приписывались легендарным авторам; среди наиболее известных – сб-ки «Сто стихотворений» Амару и «Три сотни» Бхартрихари (5 в.?).
Древнейшие из сохранившихся драматич. произведений – фрагменты буддийских (см. Буддизм) драм Ашвагхоши и пьеса «Глиняная повозка» Шудраки (3–4 вв.?). Калидаса прославился тремя пьесами: «Малявика и Агнимитра», «Мужеством добытая Урваши» и «Вновь узнанная Шакунтала». В числе своих предшественников Калидаса называл Бхасу, но дошедшие до нас пьесы, подписанные этим именем, более позднего происхождения. Вишакхадатта (5–7 вв.) получил известность пьесой на историч. сюжет «Перстень Ракшасы»; Бхавабхути – пьесами «Жизнь великого героя», «Малати и Мадхава», «Дальнейшая жизнь Рамы» (8 в.). Период расцвета С. л. завершает драматич. поэма «Воспетый Говинда» Джаядевы (12 в.).
К особому жанру С. л. можно отнести трактаты по поэтике, в т. ч. кн. «Натьяшастра» (между 4 в. до н. э. и 2 в. н. э.), «Зеркало поэзии» Дандина (7–8 вв.), «Свет дхвани» Анандавардханы (9 в.; см. Дхвани), «Рассуждение о поэзии» Раджашекхары (кон. 9 – нач. 10 вв.). Художественность и назидательность сочетали в себе сб-ки прозаич. повествований со стихотв. вставками: «Двадцать пять рассказов Веталы» (2-я пол. 1-го тыс. н. э.), «Панчатантра» (сложился к 3–4 вв.), «Хитопадеша» (9–10 вв.?), «Жизнь Викрамы, или 32 истории царского трона» (нач. 2-го тыс. н. э.), «Семьдесят рассказов попугая» (12 в.) и др.; «Океан сказаний» Сомадевы (11 в.) – наиболее обширное стихотв. собрание повествований. Эти сб-ки (целиком или отд. сюжеты из них) в течение веков пересказывались на разных языках Азии и Европы. Т. н. санскритский роман – повествовательный жанр, традиционно относящийся к «кавье», – представлен значит. памятниками: «Васавадатта» Субандху (кон. 6 – нач. 7 вв.), «Жизнь Харши» и «Кадамбари» Баны (7 в.) и «Приключения десяти принцев» Дандина.
Обширная религ.-филос. лит-ра на санскрите – как поэтическая, так и прозаическая – создавалась последователями индуизма, буддизма, джайнизма (см., напр., Кшемендра). Разл. филос. школы (даршаны) располагали основополагающими текстами (сутрами) в виде собраний кратких изречений, на которые писались многочисл. комментарии; создавались и отд. трактаты (см. Дхармакирти, Шанкара, Абхинавагупта, Дигнага, Рамануджа и др.); богам и абстрактным филос. понятиям посвящены многочисл. «стотры» (восхваления). Санскрит использовался для создания трудов по разл. областям знания: от астрономии и математики (труды Арьябхаты) до политики («Артхашастра») и эротики («Кама-сутра»); при этом на санскрите практически не было сочинений по истории.
Традиция С. л. никогда не прерывалась; в Юж. Азии, прежде всего в Республике Индия, до сих пор создаются стихотворения, поэмы, рассказы, романы и учёные трактаты на санскрите. Лит. академия Республики Индия с 1967 ежегодно присуждает премию за лучшее совр. произведение на санскрите.
Знакомство зап. учёных и литераторов с С. л. в кон. 18 в. оказало воздействие на творчество ряда европ. писателей, в т. ч. И. В. Гёте и нем. романтиков. Изучение «Панчатантры» в Европе в 19 в. способствовало развитию сравнительно-исторического литературоведения. Первые переводы произведений С. л. на рус. яз. появились в кон. 18 в.: фрагменты из пьесы «Вновь узнанная Шакунтала» Калидасы перевёл Н. М. Карамзин (1792, с нем. яз.); В. А. Жуковский переложил эпизод «Махабхараты» под назв. «Наль и Дамаянти: Индийская повесть» (1844; с нем. яз.). В 20 в. стали появляться переводы на рус. яз. непосредственно с санскрита.