Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНСКРИ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 370-371

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

САНСКРИ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на сан­ск­ри­те, од­на из клас­сич. ли­те­ра­тур Юж. Азии. По сво­ему зна­че­нию в куль­ту­ре ре­гио­на по­доб­на ли­те­ра­ту­рам Гре­ции Древ­ней и Ри­ма Древ­не­го для За­па­да, но зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дит их вме­сте взя­тых по объ­ё­му и про­дол­жи­тель­но­сти раз­ви­тия. В уз­ком смыс­ле С. л. – со­во­куп­ность про­из­ве­де­ний на сан­ск­ри­те, ко­то­рые мо­гут быть на­зва­ны ху­до­же­ст­вен­ны­ми; при бо­лее ши­ро­ком тол­ко­ва­нии в С. л. вклю­ча­ют так­же ре­лиг., фи­лос., на­уч­ные и др. тек­сты. Вре­мя рас­цве­та С. л. – с 2–3 вв. до 12–13 вв.; труд­но про­вес­ти чёт­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ве­дий­ской сло­вес­но­стью (см. Ве­ды) и С. л.; напр., Упа­ни­ша­ды (2-я пол. 1-го тыс. до н. э.) – од­но­вре­мен­но часть ве­дий­ско­го кор­пу­са и древ­ней­ший па­мят­ник санскр. ли­те­ра­ту­ры.

К ран­ним па­мят­ни­кам С. л. (в ши­ро­ком смыс­ле) от­но­сят­ся «Ма­хаб­ха­ра­та» (письм. фик­са­ция пред­по­ло­жи­тель­но в 3–4 вв. н. э.), «Ра­мая­на» и Пу­ра­ны. Инд. тра­ди­ция на­зы­ва­ет «Ра­мая­ну» Валь­ми­ки «пер­во­по­эмой» («ади-ка­вья»; см. Ка­вья), а сре­ди бо­лее позд­них про­из­ве­де­ний раз­ли­ча­ет «боль­шие по­эмы» («ма­ха-ка­вья») и «мень­шие по­эмы» («кхан­да-ка­вья»). Од­на из наи­бо­лее ран­них до­шед­ших до нас «боль­ших по­эм» – «Жизнь Буд­ды» Аш­ваг­хо­ши (1–2 вв.); сре­ди мно­го­числ. бо­лее позд­них по­эм наи­большую из­вест­ность сни­ска­ли «Ро­ж­дение Ку­ма­ры» и «Род Раг­ху» Ка­ли­дасы (4–5 вв.), «Ки­ра­тард­жу­ния» Бха­ра­ви (6 в.), «Убие­ние Ши­шу­па­лы» Маг­хи (10 в.?), «Жизнь Ни­шад­ца» Шри­хар­ши (12 в.), а так­же «Убие­ние Ра­ва­ны» Бхат­ти (6–7 вв.). Са­мая из­вест­ная сре­ди «мень­ших по­эм» – «Об­ла­ко-вест­ник» Ка­ли­да­сы.

По­этич. про­из­ве­де­ния ма­лых форм (лю­бов­но-ли­ри­че­ские, ре­лиг.-фи­лос. или ди­дак­ти­че­ские) скла­ды­ва­лись в ан­то­логии, ко­то­рые ино­гда при­пи­сы­ва­лись ле­ген­дар­ным ав­то­рам; сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных – сб-ки «Сто сти­хо­тво­ре­ний» Ама­ру и «Три сот­ни» Бхар­три­ха­ри (5 в.?).

Древ­ней­шие из со­хра­нив­ших­ся дра­ма­тич. про­из­ве­де­ний – фраг­мен­ты буд­дий­ских (см. Буд­дизм) драм Аш­ваг­хо­ши и пье­са «Гли­ня­ная по­воз­ка» Шуд­ра­ки (3–4 вв.?). Ка­ли­да­са про­сла­вил­ся тре­мя пье­са­ми: «Ма­ля­ви­ка и Аг­ни­мит­ра», «Му­же­ст­вом до­бы­тая Ур­ва­ши» и «Вновь уз­нан­ная Ша­кун­та­ла». В чис­ле сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков Ка­ли­да­са на­зы­вал Бха­су, но до­шед­шие до нас пье­сы, под­пи­сан­ные этим име­нем, бо­лее позд­не­го про­ис­хо­ж­де­ния. Ви­шак­ха­дат­та (5–7 вв.) по­лу­чил из­вест­ность пье­сой на ис­то­рич. сю­жет «Пер­стень Рак­ша­сы»; Бха­ваб­ху­ти – пье­са­ми «Жизнь ве­ли­ко­го ге­роя», «Ма­ла­ти и Мад­ха­ва», «Даль­ней­шая жизнь Ра­мы» (8 в.). Пе­ри­од рас­цве­та С. л. за­вер­ша­ет дра­ма­тич. по­эма «Вос­пе­тый Го­вин­да» Джая­де­вы (12 в.).

К осо­бо­му жан­ру С. л. мож­но от­не­сти трак­та­ты по по­эти­ке, в т. ч. кн. «Нать­я­ша­ст­ра» (ме­ж­ду 4 в. до н. э. и 2 в. н. э.), «Зер­ка­ло по­эзии» Дан­ди­на (7–8 вв.), «Свет дхва­ни» Анан­да­вард­ха­ны (9 в.; см. Дхва­ни), «Рас­су­ж­де­ние о по­эзии» Рад­жа­шек­ха­ры (кон. 9 – нач. 10 вв.). Ху­до­же­ст­вен­ность и на­зи­да­тель­ность со­че­та­ли в се­бе сб-ки про­за­ич. по­ве­ст­во­ва­ний со сти­хотв. встав­ка­ми: «Два­дцать пять рас­ска­зов Ве­та­лы» (2-я пол. 1-го тыс. н. э.), «Пан­ча­тан­тра» (сло­жился к 3–4 вв.), «Хи­то­па­де­ша» (9–10 вв.?), «Жизнь Ви­кра­мы, или 32 ис­то­рии цар­ско­го тро­на» (нач. 2-го тыс. н. э.), «Семь­де­сят рас­ска­зов по­пу­гая» (12 в.) и др.; «Оке­ан ска­за­ний» Со­ма­де­вы (11 в.) – наи­бо­лее об­шир­ное сти­хотв. со­б­ра­ние по­ве­ст­во­ва­ний. Эти сб-ки (це­ли­ком или отд. сю­же­ты из них) в те­че­ние ве­ков пе­ре­ска­зы­ва­лись на раз­ных язы­ках Азии и Ев­ро­пы. Т. н. сан­ск­рит­ский ро­ман – по­ве­ст­во­ва­тель­ный жанр, тра­ди­ци­он­но от­но­ся­щий­ся к «ка­вье», – пред­став­лен зна­чит. па­мят­ни­ка­ми: «Ва­са­ва­дат­та» Суб­анд­ху (кон. 6 – нач. 7 вв.), «Жизнь Хар­ши» и «Ка­дам­ба­ри» Ба­ны (7 в.) и «При­клю­че­ния де­ся­ти прин­цев» Дан­ди­на.

Об­шир­ная ре­лиг.-фи­лос. лит-ра на сан­ск­ри­те – как по­эти­че­ская, так и про­заи­че­ская – соз­да­ва­лась по­сле­до­ва­те­ля­ми ин­ду­из­ма, буд­диз­ма, джай­низ­ма (см., напр., Кше­мен­д­ра). Разл. фи­лос. шко­лы (дар­ша­ны) рас­по­ла­га­ли ос­но­во­по­ла­гаю­щи­ми тек­ста­ми (сут­ра­ми) в ви­де со­бра­ний крат­ких из­ре­че­ний, на ко­то­рые пи­са­лись мно­го­числ. ком­мен­та­рии; со­зда­ва­лись и отд. трак­та­ты (см. Дхар­макир­ти, Шан­ка­ра, Аб­хи­на­ва­гуп­та, Диг­на­га, Ра­ма­нуд­жа и др.); бо­гам и аб­ст­ракт­ным фи­лос. по­ня­ти­ям по­свя­ще­ны мно­го­числ. «сто­тры» (вос­хва­ле­ния). Сан­ск­рит ис­поль­зо­вал­ся для соз­да­ния тру­дов по разл. об­лас­тям зна­ния: от ас­тро­но­мии и ма­те­ма­ти­ки (тру­ды Арь­яб­ха­ты) до по­ли­ти­ки («Арт­ха­ша­ст­ра») и эро­ти­ки («Ка­ма-сут­ра»); при этом на сан­ск­ри­те прак­ти­че­ски не бы­ло со­чи­не­ний по ис­то­рии.

Тра­ди­ция С. л. ни­ко­гда не пре­ры­ва­лась; в Юж. Азии, пре­ж­де все­го в Рес­пуб­ли­ке Ин­дия, до сих пор соз­да­ют­ся сти­хо­тво­ре­ния, по­эмы, рас­ска­зы, ро­ма­ны и учё­ные трак­та­ты на сан­ск­ри­те. Лит. ака­де­мия Рес­пуб­ли­ки Ин­дия с 1967 еже­год­но при­су­ж­да­ет пре­мию за луч­шее совр. про­из­ве­де­ние на сан­ск­ри­те.

Зна­ком­ст­во зап. учё­ных и ли­те­ра­то­ров с С. л. в кон. 18 в. ока­за­ло воз­дей­ст­вие на твор­че­ст­во ря­да ев­роп. пи­са­те­лей, в т. ч. И. В. Гё­те и нем. ро­ман­ти­ков. Изу­че­ние «Пан­ча­тан­тры» в Ев­ро­пе в 19 в. спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния. Пер­вые пе­ре­во­ды про­из­ве­де­ний С. л. на рус. яз. поя­ви­лись в кон. 18 в.: фраг­мен­ты из пье­сы «Вновь уз­нан­ная Ша­кун­та­ла» Ка­ли­да­сы пе­ре­вёл Н. М. Ка­рам­зин (1792, с нем. яз.); В. А. Жу­ков­ский пе­ре­ло­жил эпи­зод «Ма­хаб­ха­ра­ты» под назв. «Наль и Да­ма­ян­ти: Ин­дий­ская по­весть» (1844; с нем. яз.). В 20 в. ста­ли по­яв­лять­ся пе­ре­во­ды на рус. яз. не­по­сред­ст­вен­но с сан­ск­ри­та.

Лит.: MacDonnell A. A. A history of Sanskrit literature. N. Y., 1900; Keith A. B. A history of Sanskrit literature. Oxf., 1920; idem. The Sanskrit drama. Oxf., 1924; Dasgupta S. N., De S. K. A history of Sanskrit literature: Classical period. 2nd ed. Calcutta, 1962. Vol. 1; Lien­hard S. A history of classical poetry: Sanskrit, Pali, Prakrit. Wiesbaden, 1984; Bhat­tacha­rji S. History of classical Sanskrit literature. Hyderabad, 1993; Winternitz M. A history of Indian literature. Delhi; 1998. Vol. 3. Pt. 1; Post-independence Sanskrit literature: A critical survey / Ed. M. K. Prajapati. Patan, 2005.

Вернуться к началу