САЛТЫКО́В-ЩЕДРИ́Н
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САЛТЫКО́В-ЩЕДРИ́Н Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков, псевд. Н. Щедрин) [15(27).1.1826, с. Спасское (Спас-Угол) Калязинского у. Тверской губ. – 28.4(10.5).1889, С.-Петербург], рус. писатель, публицист, журналист. Из дворянского рода, известного с 16 в. Учился в моск. Дворянском ин-те (1836–1838), затем в Царскосельском (с 1844 Александровском) лицее (1838–44), где начал писать стихи (первая публикация в 1841). По окончании лицея поступил на службу в канцелярию Воен. мин-ва. В 1845–47, увлёкшись социалистич. идеями, посещал кружок М. В. Петрашевского; С.-Щ. и в зрелые годы не был чужд симпатий социалистич. проектам, в т. ч. весьма радикальным. Как прозаик дебютировал в 1847. В 1848 в повести «Запутанное дело», где в традициях Н. В. Гоголя и молодого Ф. М. Достоевского описывал горькую судьбу «маленького человека», было усмотрено стремление к распространению вредных революц. идей; С.-Щ. был арестован и выслан на службу в Вятку в ведомство вице-губернатора. В качестве администратора развил энергичную деятельность, высоко оценён и назначен в 1850 советником Вятского губернского правления. В янв. 1856 вернулся в С.-Петербург и был причислен к Мин-ву внутр. дел как чиновник для особых поручений. Лит. известность С.-Щ. принёс цикл «Губернские очерки» (1856–57, опубл. под псевд. Н. Щедрин) – книга, соединившая черты социальных очерков с элементами мемуарно-автобиографич. характера, в которой обличались пороки и нравы провинц. чиновничества. В марте 1858 назначен рязанским вице-губернатором; строго преследовал взяточников и увольнял уличённых в недобросовестности и неисполнительности чиновников; искал способы примирить интересы помещиков и крестьян, о чём свидетельствует «Заметка о взаимных отношениях помещиков и крестьян» (1858). Одно из дел о жестоком обращении с крепостными позднее легло в основу рассказа «Миша и Ваня. Забытая история» (1863). В 1860 участвовал в работе комиссии Н. А. Милютина по подготовке законодательства об отмене крепостного права; в апр. 1860 назначен вице-губернатором в Тверь. В февр. 1862 принял участие в заседаниях тверского Чрезвычайного дворянского собрания, призвавшего к отмене дворянских сословных привилегий и к отказу от самой системы сословий. Существенное расхождение позиции С.-Щ. с официальной, равно как и ощущение невозможности неукоснительно следовать на гос. службе своим принципам, побудили его к отставке. В 1862 он переезжает в С.-Петербург, сближается с Н. А. Некрасовым, входит в редакцию ж. «Современник», где начинает публиковать сатирич. очерки, составившие позднее цикл «Помпадуры и помпадурши» (1863–74). В нояб. 1864 из-за конфликта с радикально настроенными членами редакции С.-Щ. покидает «Современник» и вновь поступает на службу (что объяснялось финансовыми трудностями, отчасти – желанием приносить пользу обществу) и назначается председателем пензенской Казённой палаты, но вскоре оказывается во враждебных отношениях с большинством членов Губернского по крестьянским делам присутствия (защищал интересы крестьян, требовал уплаты недоимок дворянами-неплательщиками и др.). В нояб. 1866 стал управляющим тульской Казённой палатой, произведён в д. стат. советники, но из-за конфликта с тульским губернатором ген.-м. М. Р. Шидловским (С.-Щ. написал на него памфлет под назв. «Фаршированная голова», 1867) переведён управляющим Казённой палатой в Рязань, где, прослужив до июня 1868 и вступив в очередной конфликт с начальством, подал в отставку. После ухода с гос. службы С.-Щ. в 1868 стал соредактором и пайщиком ж. «Отечественные записки», возглавив его после смерти Некрасова. В журнале с 1868 по 1884 были впервые опубликованы мн. произведения С.-Щ., в т. ч. циклы сатирич. рассказов и очерков «Господа ташкентцы» (1869–72), «Благонамеренные речи» (1872–76), «В среде умеренности и аккуратности» (1874–78), «Убежище Монрепо» (1878–79), «Письма к тётеньке» (1881–82); хроника-летопись «История одного города» (1869–70) – пародия на рос. историю и историографию; роман-хроника «Господа Головлёвы» (1875–80), показавший процесс духовно-нравств. саморазрушения дворянского семейства; гротескно-авантюрный роман «Современная идиллия» (1877–1883). Очерковое начало преобладает в творчестве С.-Щ., однако наряду с ним получает яркое развитие жанр сатирич. сказки-басни аллегорич. характера (отд. неподцензурное изд. под назв. «Сказки для детей изрядного возраста» – Женева, 1884; отд. изд. под назв. «23 сказки» – 1886). Последнее произведение С.-Щ. – мемуарный роман «Пошехонская старина» (1887–89).
Осн. предмет сатиры С.-Щ. – не считающееся с действительностью адм. безумие. При этом ретивые и невменяемые администраторы способны с одинаковым увлечением реализовывать и «консервативную», и «либеральную» программы («Помпадуры и помпадурши»). Невменяемости власти соприродна невменяемость обывателей, легко отрекающихся от собственной свободы («История одного города») и обнаруживающих полное отсутствие самосознания («Помпадуры и помпадурши»). Столь же абсурдна в изображении С.-Щ. деятельность обществ. партий – «консерваторов» и «красных»; сама оппозиция «консерваторы – либералы» оказывается выморочной (там же). Коренными изъянами рос. самосознания, обществ. жизни и практики управления оказываются, по С.-Щ., непрофессионализм, отсутствие чувства собственного достоинства и инициативы в сочетании с особого рода «талантливостью» – по приказу сверху готовностью совершить всё. Тотальный характер сатиры С.-Щ. может быть объяснён не столько социально-политич. взглядами писателя, сколько самими особенностями его подхода к реальности: С.-Щ. изображает абсурдный, противоестественный и изнаночный мир, лишь в определённых точках соприкасающийся с совр. ему реальностью. Единственным возможным противоядием адм. безумию, бессознательности, безволию общества, ненасытной и неуёмной алчности чиновников-паразитов – «помпадуров» и «ташкентцев» – в худож. мире писателя оказывается совесть отд. человека: совесть Иудушки Головлёва, приведшая его к позднему предсмертному покаянию (роман «Господа Головлёвы»); совесть, вложенная в сердце маленькому дитяти (сказка «Пропала совесть», 1869).
Совмещение сатиры на рос. бюрократич. систему управления с принадлежностью к верхним слоям этой системы современники писателя, а также некоторые позднейшие литераторы (В. В. Розанов и др.) оценивали как свидетельство лицемерия и неискренности С.-Щ.-сатирика. Диссонанс между его жизнью и творчеством выглядит особенно резким, если трактовать сочинения писателя как исполненные революц. пафоса, выраженного эзоповым языком. (Такая трактовка была практически единодушной в исследованиях сов. периода.) В действительности социально-политич. взгляды С.-Щ. отличались эклектичностью, сочетанием умеренности и радикализма; он не отказывался от идеи сотрудничества с властью на благо общества, а его нравственным ориентиром была не революц. деятельность, а аскетизм и неукоснит. исполнение своего долга, в т. ч. служебного. Вместе с тем писатель жестоко осмеял «теорию малых дел» в сказке «Вяленая вобла» и саркастически представил либеральные надежды и чаяния в сказке «Карась-идеалист», а в сказке «Медведь на воеводстве» расправу крестьян с аллегорич. персонажами, воплощающими полицейскую и адм. власть (Топтыгиными 2-м и 3-м), показал как закономерное и справедливое возмездие. Представители власти в его произведениях изображены или никчёмными паразитами («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», 1869), или деспотами. Деспоты либо с иррациональным садизмом мучают и изводят народ, относясь к мирным обывателям как к врагам (большинство градоначальников в «Истории одного города»), либо реализуют чудовищные проекты тотального регулирования и контроля. Лучшими администраторами в «Истории одного города» оказываются градоначальники, вообще никак не вмешивающиеся в жизнь вверенного им населения.
Характерные черты творчества С.-Щ., продолжившего традиции сатирич., преим. гротескной, отечественной (Н. В. Гоголь) и зарубежной (Лукиан, Дж. Свифт, Вольтер, Э. Т. А. Гофман и др.) литературы, – остросоциальность и публицистичность; стиль его произведений, помимо эзопова языка, отличают обращение к сказу, широкое использование гиперболы, гротеска, фантастики.
Среди др. произведений: комедии «Смерть Пазухина» (1857), «Тени» (1862, опубл. в 1914); публицистика (в т. ч. цикл «Наша общественная жизнь», 1863–64), путевые очерки «За рубежом» (1880–81); лит.-критич. статьи и рецензии.