Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СААДИ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 166

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Чалисова

СААДИ́ (псевд.; наст. имя Мус­ли­х ад-Дин Абу Му­хам­мад Аб­дал­лах ибн Му­шриф ибн Мус­лих ибн Муш­риф) [ме­ж­ду 1203 и 1210, Ши­раз – 9.12.1292 (по др. све­де­ни­ям, дек. 1291), там же], перс. пи­са­тель и мыс­ли­тель. Ро­дил­ся в не­бо­га­той се­мье, на­чал об­ра­зо­ва­ние в Ши­ра­зе; ра­но оси­ро­тевший, он по про­тек­ции пра­ви­те­ля Фар­са был от­прав­лен (ок. 1223) в Ба­гдад, где по­лу­чил раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние в мед­ре­се Ни­за­мийа. В 1220–50-х гг. по­бы­вал в Си­рии, Ира­ке, Па­ле­сти­не, Ма­лой Азии, не­од­но­крат­но со­вер­шал па­лом­ни­че­ст­во в Мек­ку; по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, был в Ин­дии. За­ра­ба­ты­вал на жизнь чте­ни­ем про­по­ведей, уча­сти­ем в дис­пу­тах бо­го­сло­вов, а так­же со­чи­не­ни­ем ка­сыд (час­то па­неги­ри­че­ских) и га­зе­лей. Ок. 1257 вер­нул­ся в Ши­раз и, от­ка­зав­шись от пред­ло­жен­но­го мес­та при­двор­но­го по­эта, вёл уе­ди­нён­ную жизнь шей­ха, на­став­ляю­ще­го уче­ни­ков.

Лит. на­сле­дие С., от­ме­чен­ное ши­ро­ким раз­но­об­ра­зи­ем жан­ро­вых форм, объ­е­ди­не­но в «Со­б­ра­ние со­чи­не­ний» («Кул­лий­ат»), со­став­ле­ние ко­то­ро­го бы­ло нача­то, ве­ро­ят­но, са­мим С., а за­вер­ше­но в 1334 не­ким Али ибн Ах­ма­дом Би­су­ту­ном. Со­хра­ни­лась так­же иная, зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щая­ся ре­дак­ция, пред­став­лен­ная че­тырь­мя ру­ко­пи­ся­ми 14 в., ко­то­рая до сих пор ма­ло изу­че­на. «Кул­лий­ат» от­кры­ва­ет­ся вве­де­ни­ем, на­пи­сан­ным пред­по­ло­жи­тель­но Би­су­ту­ном, и вклю­ча­ет: про­за­ич. по­сла­ния (ра­са­ил) ре­лиг.-фи­лософского («Пять медж­ли­сов», «Трак­тат о ра­зу­ме и люб­ви»), де­ло­во­го («Во­прос ми­ни­ст­ра фи­нан­сов», «Три от­чё­та») и ди­дак­тич. («На­став­ле­ние ца­рям») ха­рак­те­ра; ди­дак­тич. кн. «Гу­ли­стан» (1258), со­че­таю­щую изящ­ную, мес­та­ми риф­мо­ван­ную про­зу со сти­хотв. встав­ка­ми, в ко­то­рой на­шли от­ра­же­ние быт и нра­вы ср.-век. го­ро­дов Ближ­не­го Вос­то­ка и ко­то­рая при­нес­ла С. все­мир­ную из­вест­ность. В раз­дел по­эзии «Кул­лий­ат» вхо­дят: су­фий­ско-ди­дак­тич. по­эма «Бус­тан» (1257), араб. и перс. ка­сы­ды; перс. эле­гии (ма­ра­си); ма­ка­ро­нич. сти­хи (му­лам­ма­ат), со­стоя­щие из араб. и перс. бей­тов; 4 сб-ка га­зе­лей; сти­хи в фор­ме мас­на­ви, кы­та, ру­баи и др. За­клю­чит. раз­дел «Кул­лий­ат», из­вест­ный под назв. «Не­при­стой­но­сти» («Хаз­лий­ат»), со­сто­ит из про­за­ич. шу­ток и за­бав­ных ис­то­рий, а так­же «По­роч­ных сти­хов» («Ха­би­сат»).

Твор­че­ст­во С. ока­за­ло боль­шое влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие перс. лит-ры. Его га­зе­ли, со­еди­нив­шие эмо­цио­наль­ную на­пря­жён­ность мис­тич. сти­хов с вир­ту­оз­но­стью и изя­ще­ст­вом кур­ту­аз­ных форм, при­нес­ли С. сла­ву «про­ро­ка га­зе­ли». С. счи­та­ет­ся не­пре­взой­дён­ным мас­те­ром иск-ва «раз­вле­че­ния по­уче­ни­ем»; осн. па­фос, про­ни­зы­ваю­щий его твор­че­ст­во, со­сто­ит в про­по­ве­ди ак­тив­но­го гу­ма­низ­ма («че­ло­веч­но­сти», ада­мий­ат), ос­но­ван­но­го на со­чув­ст­вии, со­стра­да­нии, по­мо­щи ближ­не­му и от­ли­чаю­щей «сы­нов Ада­ма» от бес­сло­вес­ных жи­вот­ных. Стро­ки С. «По­том­ки Ада­ма – чле­ны еди­но­го те­ла, ибо со­тво­ре­ны из од­ной сущ­но­сти» вы­се­че­ны на фа­са­де зда­ния штаб-квар­ти­ры ООН в Нью-Йор­ке. Гроб­ни­ца С. в Ши­ра­зе (не­од­но­крат­но пе­ре­стро­ен­ная) яв­ля­ет­ся нац. свя­ты­ней и ме­стом па­лом­ни­че­ст­ва. Из­вес­тен в Рос­сии с нач. 19 в.

Соч.: Бус­тан: Ли­ри­ка. М., 1962; Кул­лий­ат. Те­ге­ран, 1375/1996 (на перс. яз.); Га­за­лий­ат. Те­ге­ран, 1385/2006 (на перс. яз.).

Лит.: Бра­гин­ский И. С. 12 ми­ниа­тюр. 2-е изд. М., 1966; Katouzian H. Sa’di: The poet of life, love and compassion. Oxf., 2006.

Вернуться к началу