Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЫ́ЦАРСКИЙ РОМА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 130

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Ершова

РЫ́ЦАРСКИЙ РОМА́Н (франц. roman che­valeresque, нем. Ritterroman, англ. romance of chivalry, исп. romance, итал. ro­manzo cavalleresco), один из ос­нов­ных жан­ров ср.-век. кур­ту­аз­ной ли­те­ра­туры, в цен­тре ко­то­ро­го – опи­са­ние под­ви­гов ге­роя-ры­ца­ря. Пред­став­лен не­сколь­ки­ми цик­ла­ми: ан­тич­ным; бре­тон­ским (ар­ту­ров­ским); о Пар­ци­фа­ле и по­ис­ке Граа­ля; ка­ро­линг­ским (свя­зан­ным с Кар­лом I Ве­ли­ким и Ро­лан­дом). Из­на­чаль­но сфор­ми­ро­вал­ся как пись­мен­ный, от­чёт­ли­во ав­тор­ский лит. жанр: сю­же­ты Р. р. вос­при­ни­ма­лись слу­ша­те­ля­ми и чи­та­те­ля­ми как ав­тор­ский вы­мы­сел в про­ти­во­вес «прав­де» эпич. ска­за­ний. За­ро­дил­ся во Фран­ции в сер. 12 в.; наи­бо­лее ран­ние об­раз­цы соз­да­ны на ан­тич­ном ма­те­риа­ле (ро­ма­ны о Трое, о Фи­вах, об Энее, об Алек­сан­д­ре Ма­ке­дон­ском). Во 2-й пол. 12 в. под воз­дей­ст­вием ар­ту­ров­ских ле­генд, а так­же кн. «Ис­тория брит­тов» Гальф­ри­да Мон­мут­ско­го (1-я пол. 12 в.) офор­мил­ся бре­тон­ский цикл. В твор­че­ст­ве Креть­е­на де Труа в по­след­ней тре­ти 12 в. сло­жил­ся клас­сич. тип Р. р. – сти­хотв. по­ве­ст­во­ва­ние (в ко­то­ром, в от­ли­чие от эпо­са, ис­поль­зова­лась в осн. риф­ма, а не ас­со­нан­сы; с 13 в. соз­да­вал­ся так­же в про­зе) о при­клю­че­ни­ях ры­ца­ря. Гл. ге­рой Р. р. бо­лее ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван, не­же­ли пер­со­наж эпо­са; он ру­ко­во­дству­ет­ся кур­ту­аз­ным ко­дек­сом по­ве­де­ния, соз­на­тель­но под­чи­няя свои дей­ст­вия слу­же­нию Пре­крас­ной Да­ме и ры­цар­ско­му дол­гу. Зна­чит. ус­пех сни­скал пред­став­лен­ный разл. вер­сия­ми (в т. ч. То­ма, Бе­ру­ля, Гот­фри­да Страс­бург­ско­го, Ма­рии Фран­цуз­ской) ро­ман «Три­стан и Изоль­да» (раз­ные вер­сии это­го Р. р. час­то объ­е­ди­ня­ют в отд. цикл о Три­ста­не; есть так­же тра­ди­ция вклю­че­ния его в бре­тон­ский цикл). Те­ма Граа­ля за­яв­ле­на в ро­ма­не Креть­е­на де Труа «Пер­се­валь, или По­весть о Граа­ле» и его нем. пе­ре­ло­же­нии, при­над­ле­жа­щем Вольф­ра­му фон Эшен­ба­ху, где стран­ст­вия и по­ис­ки ры­ца­рей об­ре­ли ду­хов­ный смысл, ста­ла сви­де­тель­ст­вом про­ник­но­ве­ния в Р. р. ре­лиг. про­бле­ма­ти­ки. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных ав­то­ров Р. р. 12–13 вв.: Жан Ре­нар, Ро­бер де Бо­рон, Ген­рих фон Фель­де­ке, Гарт­ман фон Ауэ, Кон­рад Вюрц­бург­ский. Од­ним из по­след­них ро­ма­нов о ры­ца­рях Круг­ло­го сто­ла ста­ла ком­пи­ля­ция «Смерть Ар­ту­ра» Т. Мэ­ло­ри. Ка­ро­линг­ский цикл Р. р., раз­ви­вав­ший те­му борь­бы хри­сти­ан с са­ра­ци­на­ми, под­ня­тую в «Пес­не о Ро­лан­де», наи­бо­лее яр­ко пред­став­ля­ет твор­че­ст­во М. Бо­яр­до (по­эма «Влюб­лён­ный Ор­лан­до», опубл. в 1483–95) и Л. Арио­сто (по­эма «Не­ис­то­вый Ор­лан­до», изд. в 1516, 1521, 1532). В Ис­па­нии Р. р. не имел по­пу­ляр­но­сти в пе­ри­од рас­цве­та его во Фран­ции и Гер­ма­нии, но в 15–16 вв. стал фе­но­ме­ном мас­со­вой ли­те­ра­ту­ры: ро­ма­ны «Ти­рант Бе­лый» Ж. Мар­ту­ре­ля (изд. в 1490; на ка­та­лан­ском яз.) и «Ама­дис Галь­ский» Г. де Мон­таль­во (1508). Как па­ро­дия на эпи­гон­ские пе­ре­ло­же­ния «Ама­ди­са Галь­ско­го» был за­ду­ман ро­ман «Дон Ки­хот» М. де Сер­ван­те­са. Сыг­рав важ­ную роль в раз­ви­тии ср.-век. ев­роп. лит-ры, в 15 в. жанр Р. р. при­хо­дит в упа­док, но с на­ча­лом кни­го­пе­ча­та­ния воз­ро­ж­да­ет­ся в ви­де лубоч­ных из­да­ний, в т. ч. в Рос­сии в 17–19 вв.

Изд.: Сред­не­ве­ко­вый ро­ман и по­весть. М., 1974.

Лит.: Кузь­ми­на В. Д. Ры­цар­ский ро­ман на Ру­си. М., 1964; Ми­хай­лов А. Д. Фран­цуз­ский ры­цар­ский ро­ман и во­про­сы ти­по­ло­гии жан­ра в сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ре. М., 1976; Curto Herrero F. F. Estructura de los libros españoles de caballerías en el siglo XVI. Madrid, 1976; Ме­ле­тин­ский Е. М. Сред­не­ве­ко­вый ро­ман. М., 1983; Ан­д­ре­ев М. Л. Ры­цар­ский ро­ман в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. М., 1993; Bumke J. Courtly culture: Literature and society in the high Middle Ages. Woodstock, 2000; The Cambridge companion to medieval romance. Camb., 2000.

Вернуться к началу