РОЛЛА́Н
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОЛЛА́Н (Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, Бургундия – 30.12.1944, Везле), франц. писатель, публицист, историк музыки; поч. чл. АН СССР (1932). Родился в семье адвоката. Учился в Париже в лицее Людовика Великого (1881–86), в Высшей Нормальной школе (1886–1889), где получил диплом историка. Увлекался живописью, философией и лит-рой, профессионально изучал музыку. В 1889–91 стипендиат Франц. школы в Риме. С 1893 преподавал в Сорбонне и Высшей Нормальной школе (проф. с 1895). В годы 1-й мировой войны жил в Швейцарии, исповедовал пацифистские идеи. Приветствуя освободит. пафос Окт. революции 1917 в России, осуждал насилие и диктатуру; увлекался воззрениями М. К. Ганди и религ. философией индуизма. Переписывался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, З. Фрейдом и др. В 1935 совершил поездку в Москву. С 1938 жил в Везле.
Первая опубликованная пьеса – «Святой Людовик» («Saint-Louis», 1897), вошедшая в драматургич. цикл «Трагедии веры» («Les tragédies de la foi», 1897–99, отд. изд. 1913). Событиям Вел. франц. революции посвящён цикл «Театр Революции» («Théâtre de la Révolution», 1898–1902, отд. изд. 1909), включивший пьесы «Волки» («Les loups»), «Торжество разума» («Le triomphe de la raison»), «Дантон» («Danton»), «14 июля» («Le 14 juillet»). Познакомившись с Ш. Пеги, печатает в его ж. «Les cahiers de la quinzaine» эссе «Народный театр» («Le théâtre du peuple», 1903), где критикует мелкотемье буржуазной культуры, выступая за иск-во, пронизанное жизнеутверждающим пафосом, за героич., деятельные характеры. Здесь же опубликовано гл. произведение Р. – 10-томный роман-эпопея «Жан-Кристоф» («Jean-Christophe», 1904–12) о судьбе гениального композитора (его прототипами стали Л. ван Бетховен и сам Р.), творч. искания которого прослежены на фоне жизни Европы в канун 1-й мировой войны. Артистич. натура нар. умельца – в центре повести из эпохи франц. Возрождения «Кола Брюньон» («Colas Breugnon», 1914, изд. в 1919; одноим. опера Д. Б. Кабалевского). К проблемам духовной жизни европ. интеллигенции обращён романный цикл «Очарованная душа» («L’âme enchantée», т. 1–4, 1922–1933). Автор книг о Рамакришне, С. Вивекананде, Пеги, М. К. Ганди, Л. ван Бетховене, Г. Ф. Генделе, Микеланджело, Л. Н. Толстом; монографич. исследований по истории ранней оперы («Les origines du théâtre lyrique moderne...», 1895, рус. пер. 1986), а также творчества Ж. Б. Люлли, К. Дебюсси, К. Сен-Санса, Р. Штрауса. Среди др. сочинений: публицистика [сб. антивоенных статей «Над схваткой» («Au dessus de la mêlée», 1915); эссе «Прощание с прошлым» («Adieu au passé», 1931) о значении рус. революции; сб. «Пятнадцать лет борьбы» («Quinze ans de combat», 1935) и др.], дневниковая [«Дневник военных лет, 1914–1919» («Journal des années de guerre, 1914–1919», 1952)] и мемуарная [«Воспоминания» («Mémoires», 1956, рус. пер. 1966)] проза. Идеи и личность Р. оказывали большое воздействие на современников; влияние Р.-романиста испытали Р. Мартен Дю Гар, Ж. Ромен.
Нобелевская пр. (1915).