РЕМБО́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕМБО́ (Rimbaud) Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, ныне Шарлевиль-Мезьер – 10.11.1891, Марсель), франц. поэт. Из семьи военного; с четырёх лет воспитывался матерью. Учился в лицее Шарлевиля (не окончил), в 1871 уехал в Париж, где познакомился с П. Верленом, ставшим его близким другом. Принимал участие в Парижской коммуне 1871. Вёл богемный образ жизни; много путешествовал. В 1880-е гг. занимался торговлей в Африке и на Ближнем Востоке. В 1891 вернулся в Марсель.
Р. – основоположник и ключевая фигура франц. символизма. Решающее воздействие на формирование поэтич. манеры Р. оказала франц. лирика сер. 19 в., прежде всего – В. Гюго и Ш. Бодлер. Стихотворения писал в кон. 1860-х – нач. 1870-х гг.; после 1873 отошёл от поэтич. творчества. В ранних произведениях развил идущее от романтизма представление о поэте как о пророке-ясновидце, способном познать истину и разглядеть красоту в низком и отвратительном: cтихотворения «Кузнец» («Le forgeron»), «Венера Анадиомена» («Vénus Anadyomène»), «Уснувший в ложбине» («Le dormeur du val») и др. В творчестве нач. 1870-х гг. значительно усложнил форму поэтич. произведения, усматривая в ней гл. средство воздействия на читателя; сосредоточился на описании преим. бреда, галлюцинаций и видений, прибегая к алогизмам, активно используя метафоры, ассонансы, экспериментируя с ритмом: сб. «Последние стихотворения» («Les derniers vers», создан в 1872–73), стихотворения в прозе «Озарения» («Les illuminations», созданы в 1872–73), книга стихотворений и прозы «Одно лето в аду» («Une saison en enfer», созд. в 1873). Широкую известность снискал сонет «Гласные» («Voyelles», 1872), где Р. в духе Бодлера рассуждал о взаимосвязи звука и цвета и неадекватности рационального постижения действительности. Творчество Р. оказало большое влияние на развитие поэзии во Франции; оно было хорошо известно в России на рубеже 19–20 вв. (среди переводчиков – И. Ф. Анненский, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб и др.).