Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«РАМА́ЯНА»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 207-208

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

«РАМА́ЯНА» (санскр., букв. – «Путь Ра­мы» или «Дея­ния Ра­мы»), со­би­ра­тель­ное на­зва­ние инд. по­ве­ст­во­ва­ний о ге­рое (ца­ре­ви­че, за­тем ца­ре) по име­ни Ра­ма (букв. – ра­дую­щий, пре­крас­ный) и его же­не Си­те (букв. – бо­роз­да).

Наи­бо­лее из­вест­ная и ед­ва ли не са­мая ран­няя вер­сия «Р.» – од­но­им. эпич. по­эма (на сан­ск­ри­те), ав­то­ром ко­то­рой тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся Валь­ми­ки, хо­тя оче­вид­но, что текст, как и «Ма­хаб­ха­ра­та», не был соз­дан од­ним ав­то­ром, но сло­жил­ся и дол­гое вре­мя бы­то­вал в уст­ной тра­ди­ции. По­эма за­пи­са­на (в раз­ных ва­ри­ан­тах), по-ви­ди­мо­му, в пер­вые ве­ка н. э. Со­хра­ни­лось ок. 2000 ру­ко­пи­сей (ста­рей­шая – 11 в.), груп­пи­руе­мых в 2 или 3 «ре­цен­зии» с еди­ным осн. сю­же­том: Ра­ма, ава­та­ра бо­га Виш­ну, ро­ж­да­ет­ся на зем­ле, что­бы унич­то­жить рак­ша­су (де­мо­на) Ра­ва­ну, вра­га бо­гов и лю­дей. Из-за про­ис­ков Кай­кейи, млад­шей же­ны сво­его от­ца Да­ша­рат­хи, Ра­ма вме­сте с Си­той и бра­том Лакш­ма­ной вы­ну­ж­ден уй­ти на 14 лет в лес­ное из­гна­ние. Си­ту по­хи­ща­ет Ра­ва­на и уно­сит её в своё цар­ст­во на о. Лан­ка (ото­жде­ст­в­ляе­мый с совр. Шри-Лан­кой). Ра­ма от­прав­ля­ет­ся на по­ис­ки Си­ты, всту­па­ет в со­юз с ца­рём обезь­ян Суг­ри­вой, со­вет­ник ко­то­ро­го Ха­ну­ман уз­на­ёт, где на­хо­дит­ся Си­та. Ра­ма с по­мо­щью обезь­ян пе­ре­прав­ля­ет­ся че­рез оке­ан на Лан­ку, всту­па­ет в бит­ву с рак­ша­са­ми, уби­ва­ет Ра­ва­ну, вы­зво­ля­ет Си­ту, воз­вра­ща­ет­ся с ней в свою сто­ли­цу Ай­од­хью и при­ни­ма­ет власть над цар­ст­вом.

В инд. куль­ту­ре Ра­ма – об­раз иде­аль­но­го сы­на, му­жа и ца­ря; «цар­ст­во Ра­мы» – иде­ал го­су­дар­ст­ва; Си­та – об­раз иде­аль­ной же­ны, Лакш­ма­на – об­раз иде­аль­но­го бра­та и т. д. Для мно­гих при­вер­жен­цев ин­ду­из­ма Ра­ма – че­ло­ве­ко­бог, Выс­шее Бо­же­ст­во, во­пло­тив­шее­ся в че­ло­ве­ка ра­ди ут­вер­жде­ния на зем­ле ис­ти­ны и доб­ро­де­те­ли.

«Р.» ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на куль­ту­ру Ин­дии и со­пре­дель­ных стран Азии. Во 2-м тыс. мно­го пе­ре­ло­же­ний «Р.» бы­ло соз­да­но на но­вых инд. язы­ках. Ста­рин­ные вер­сии «Р.» есть на язы­ках Мьянмы, Вьет­на­ма, Ин­до­не­зии, Кам­бод­жи, Лао­са, Ма­лай­зии, Таи­лан­да, Фи­лип­пин, а так­же в Ки­тае, Ти­бе­те и Мон­го­лии. Сю­же­ты «Р.» на­шли от­ра­же­ние в де­ко­ре мн. па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры (Ан­гкор-Ват и др.). Ев­ро­пей­цы на­ча­ли изу­чать «Р.» с кон. 18 в.

Изд.: The Ra̅ma̅ya ̣na of Va̅lmī ki: An epic of An­cient India. Princeton, 1984–2010. Vol. 1–6; Ма­хаб­ха­ра­та. Ра­мая­на. М., 2004; Ра­мая­на. М., 2006. Кн. 1: Ба­ла­кан­да (Кни­га о дет­ст­ве). Кн. 2: Ай­од­хь­я­кан­да (Кни­га об Ай­од­хье); М., 2014. Кн. 3: Арань­я­кан­да (Кни­га о ле­се).

Лит.: Грин­цер П. А. «Ма­хаб­ха­ра­та» и «Ра­мая­на». М., 1970; он же. Древ­не­ин­дий­ский эпос: Ге­не­зис и ти­по­ло­гия. М., 1974; Many Ra̅ma̅yaṇas: The diversity of a narrative tradi­tion in South Asia. Berk., 1991.

Вернуться к началу